3 октября 2008
Будущее автодилеров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Российский рынок новых легковых автомобилей стоит на пороге перемен. Несмотря на рекордный рост продаж, продемонстрированный за восемь месяцев текущего года, эксперты прогнозируют скорое насыщение рынка. В последние месяцы в естественное развитие событий вмешался и кризис мировой экономики: в условиях финансовой нестабильности многие банки пересмотрели свою кредитную политику, и автокредитование – один из главных двигателей роста продаж – стало менее доступным и привлекательным для конечного потребителя.
В минувшую пятницу издательский дом "Коммерсантъ" провел круглый стол «Будущее автодилеров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Развитие и совершенствование рынка сопутствующих услуг». В ходе закрытой встречи первые лица дилерских центров Петербурга и представители финансовых организаций обменялись мнениями о текущем состоянии рынка и ближайших перспективах развития.
В условиях экономического кризиса представители автобизнеса заняли выжидательную позицию и с осторожностью говорят об итогах года и планах на будущее. В грядущем году не стоит ждать ничего хорошего, - выражает общую обеспокоенность Евгений Войтенков, генеральный директор компании Олимп. Закрыв сентябрьские продажи на успешной отметке, представители автобизнеса достаточно сдержанно прогнозируют дальнейший рост: большинство попавших в статистику продаж автомобилей составляют авто, контрактование по которым проходило за несколько месяцев до их фактической передачи конечному покупателю. В связи с этим планы по продажам на будущий год высказываются весьма осторожные – автодилеры будут практически счастливы, если удастся сохранить итоговые продажи года уходящего.
Непрекращающееся удорожание строительных материалов и прогнозируемое снижение цен на землю указывает многим автодилерам на нецелесообразность долгосрочных инвестиций в стратегические проекты - средства, вложенные в текущее строительство, с учетом упомянутых факторов возвратятся в карман авторитейлера, по самым скромным прогнозам, в течение десятилетия. Из всех активов наиболее удачным для инвестирования Войтенков считает деньги, вследствие чего, по его словам, на ближайшие годы компания не планирует новых строительных проектов. В частности, строительство компанией Олимп и введение в строй дилерского центра Mercedes-Benz / Мерседес-Бенц в районе КАД отложено на 2011 год. Пессимистичный настрой разделяет Александр Иванов, председатель совета директоров группы компаний Wagner. На следующий год компания не планирует инвестиционных проектов, предпочитая переждать трудный период.
Полярную точку зрения высказал Константин Воронов, директор по развитию ГК Аларм-Моторс. По его словам, компания не собирается сворачивать начатые инвестиционные проекты и продолжает активное развитие. На сегодняшний день реализуются два достаточно крупных проекта: реконструкция дилерского центра на ул. Савушкина и перспективное развитие участка в районе Уткиной Заводи, где компания намерена возвести «автомобильную деревню», специализирующуюся на продаже и техническом обслуживании коммерческого транспорта.
Два инвестиционных проекта реализуются и группой компаний Мега-Авто. Как заявила Ольга Максимова, руководитель отдела урегулирования убытков Департамента сопутствующих услуг, в Петербурге в стадии завершения находятся новый дилерский центр Русь-Авто на пр. Медиков и строительство автоцентра Омега-Премиум на ул. Школьной. Также Мега-Авто активно ведет строительство автоцентров и в регионах России.
С осторожностью к стратегическим проектам относится и Эдуард Маркман, коммерческий директор Петровского Автоцентра. В настоящий момент компания завершает строительство нового дилерского центра Renault / Рено площадью 10 тыс. кв.м. на улице Типанова. Дальнейшее же развитие сети собственных автоцентров в компании Петровский Автоцентр не планируют. Что касается планирования сбыта, то на ближайшие два года составлены достаточно серьезные планы продаж и их корректировка не планируется. Производитель обещает подкрепить покупательский спрос предложением, удвоив производство на мощностях завода АвтоФраМос и вводя новые кредитные программы совместно с банком-партнером. Тем не менее, по словам Маркмана, на фоне роста продаж импортируемых моделей Renault / Рено планы продаж бюджетного Logan / Логан в последнее время выполняются не в полном объеме.
Однако некоторые автодилеры, несмотря на кризис, смотрят в будущее с нескрываемым оптимизмом. Виталий Новиков, директор Санкт-Петербургского филиала Sollers, сообщил, что 2009 год должен стать для вверенной ему компании точкой быстрого роста по отношению к текущему году. Компания заявила о себе всего несколько месяцев назад и к настоящему моменту располагает в Петербурге всего одним дилерским центром. Поэтому в ближайшей перспективе запланировано активное «развитие», и коррекции по планам в связи с экономическим кризисом нет.
У дилерской сети Лаура иная стратегия. «Ситуация со стоимостью денег влияет на планы по продажам, но мы смотрим шире», - заявил Ярослав Белоусов, член совета директоров компании. По его мнению, некоторые бренды, представленные на российском рынке, еще недостаточно наполнены, поэтому в свете общего насыщения рынка мультибрендовым дилерам в перспективе будет проще сохранить клиента, и продажи останутся, как минимум, на прежнем уровне. Несмотря на активное развитие - на днях сеть Лауры пополнилась открывшимся в Сочи дилерским центром General Motors / Дженерал Моторс и автоцентром в Мурманске - ряд стратегических проектов на данный момент под вопросом. Предыдущие годы для Лауры были сверхприбыльными, поэтому, по мнению Белоусова, их можно представить как своеобразную фору, на фоне которой текущее снижение показателей не видится критическим.
Выжидательная позиция автодилеров неблагоприятным образом отразится на компаниях, специализирующихся на продаже земельных участков авторитейлерам. Алексей Доброхотов, генеральный директор управляющей компании «Кредор», считает, что благосостояние автодилеров напрямую зависит от того, как финансовый кризис отразится на конечном потребителе. В условиях неопределенности в отношении будущей динамики стоимости денег наиболее надежным активом он видит землю. Во владении компании находится крупный земельный участок в районе пересечения Таллинского шоссе и КАД. Его площадь составляет 46 Га, из которых 18 (6 участков по 3 Га) планируется продать автодилерам для строительства автоцентров. Один из шести участков приобрела группа компаний Рольф.
Однако представители автодилеров не разделяют подобную точку зрения. По общему мнению, сегодня покупать землю не имеет смысла: вместо того, чтобы вкладывать деньги в строительство и ждать, пока оно начнет приносить прибыль, проще и выгоднее взять вынужденную паузу и через год приобрести готовый бизнес по более низкой цене.
Подобно автодилерам, обезопасить себя от риска финансовых потерь стремятся и банки. Большинство финансовых организаций уже отреагировали на кризис повышением процентных ставок по кредитам и сокращением портфеля кредитных программ. Некоторые же банки вообще приостановили выдачу автокредитов. Однако Владимир Прокопович, начальник сектора прямых продаж СПб филиала МДМ-Банка, сообщил о продолжении сотрудничества с автодилерами и констатирует об увеличении ставок в среднем «лишь» на 1-2%. По мнению Прокоповича, после любого кризиса вновь начинается рост, поэтому банк ставит задачу не только сохранить то, что есть, но и расти. Однако уже сейчас ясно, что несмотря на планы к 2009 году понизить ставки до 7-9%, в ближайшее время стоимость автокредитов будет только увеличиваться и, по общему мнению автодилеров, ставку в 18-20% к концу текущего года можно считать довольно оптимистичным прогнозом. Увереннее себя чувствуют дилеры, реализующие автомобили по кредитным программам банков производителей, позволяющие и сейчас предлагать дешевые кредиты со ставкой менее 5%. По словам Александра Гребенко, генерального директора компании Кредитный и Финансовый Консультант, кризис привел не только к повышению ставок; банки стали более осторожными в принятии решений по предоставлению кредитов и ужесточили требования к потенциальным заемщикам, а некоторые и вовсе свернули кредитные программы.
Павел Копатько, генеральный директор автоцентра Атлант-М Лахта, считает, что масштабы кризиса несколько преувеличены. По его мнению, покупательская способность населения не падает. Зарплаты растут, а ставки по кредитам сегодня находятся на уровне двухгодичной давности, когда продажи росли. «Для физического лица сейчас самый благоприятный момент для покупки автомобиля в кредит», - заявляет он. По данным Ольги Максимовой, повышение ставок не привело к оттоку клиентов и снижению уровня кредитных продаж и у группы Мега-Авто.
Как показала дискуссия за круглым столом, в условиях грядущего насыщения рынка и снижения покупательской активности автодилеры всерьез заняты поиском новых способов эффективных продаж. Одни берут курс на сокращение издержек, другие предпочитают просто отдать дань времени и переждать сложный период, некоторые и вовсе ждут от кризиса лучшего. Так, по мнению Виталия Новикова, благодаря кризису рынок, в последние годы из-за неэффективной политики дистрибьюторов развивавшийся довольно хаотично, станет более упорядоченным. Произойдет перераспределение рынка по маркам и лидирующим финансовым структурам, однако общего падения показателей бояться не стоит.
Владимир Жуков,
Auto-Dealer.ru-Петербург
|