15 декабря 2009
Автокредитование сегодня: В новый год – на новом автомобиле?
Уходящий год стал непростым испытанием для всех, кто так или иначе причастен к автомобильному бизнесу. Падение спроса на новые автомобили в условиях повышения цен и сокращения доходов конечных потребителей негативно отразилось на результатах работы автомобильных дилеров. Немалую роль в снижении общих объемов продаж сыграло и уменьшение доступности автокредитов, которые в докризисный период выступили основным драйвером роста рынка. Сегодня в Агентстве Журналистских Расследований состоялся круглый стол «В новый год на новом авто!», организованный издательским домом «ТТ Финанс» совместно с редакцией «МК в Питере». К обсуждению текущей ситуации на автомобильном рынке Санкт-Петербурга и анализу современного состояния рынков автокредитования и страхования были приглашены эксперты отрасли – представители официальных дилеров, банков и страховых компаний.
По общему мнению участников дискуссии, объективной оценке господствующих на рынке тенденций препятствуют остатки автомобилей 2008 года, значительно повлиявшие на динамику рынка. Как сообщил Дмитрий Тимофеев, генеральный директор компании «РРТ-розничные кредиты», часть дилеров распродали склад в начале года и с тех пор испытывают трудности со сбытом более дорогих автомобилей нынешнего модельного года. Другие – те, у кого запас прошлогодних автомобилей остался до сих пор – наоборот, активнее работают сейчас. По мнению эксперта, однозначно можно констатировать лишь факт снижения покупательского спроса, особенно в регионах. Тем не менее, с сентября-октября наблюдается «потепление» в отношении покупки автомобиля.
По словам Дмитрия Тимофеева, в 2009 году объем продаж в автохолдинге РРТ снизился на 35% по отношению к прошлому году. Однако на фоне общего падения рынка более чем на 50% эти показатели в компании считают приемлемыми. Нижняя точка на графике продаж была зафиксирована в августе, однако с сентября ситуация выровнялась, и по сравнению с первым осенним месяцем сегодня отмечен 10-15% рост продаж.
Среди факторов, помогающих оживить спрос, эксперты называют государственную программу субсидирования автокредитования, скидки и субсидии от производителей и автодилеров. Маркетинговые акции, по словам Игоря Тайновича, заместителя генерального директора компании «РРТ»-розничные кредиты», подогревают интерес преимущественно к дорогим автомобилям, в то время как доступность автомобилей средней и низкой ценовой категории изменилась не столь значительно. При этом рынок подержанных автомобилей к негативным трендам оказался устойчивее и сократился всего на 20%.
Существенное влияние на рынок оказывают программы, разрабатываемые банками совместно с производителями и продавцами автомобилей, - считают представители финансовых организаций. По словам Рафика Абзалова, директора Северо-Западного округа ООО «Русфинанс Банк», усредненная динамика продаж у таких автомобильных марок выше, чем у других. Русфинанс Банк участвует в 13 совместных программах, в этом году успешно реализованы совместные проекты с компаниями Volkswagen / Фольксваген, Ford / Форд, Лада Финанс и рядом других.
По мнению эксперта, сложившаяся в нынешнем году ситуация на рынке автокредитования показала, что клиенты не готовы брать на себя крупные финансовые обязательства. «Доля автокредитов, в середине прошлого года составлявшая более 50% от общего объема продаж легковых автомобилей, к ноябрю-декабрю 2008 года снизилась до 20%. Лишь в нынешнем декабре автомобильные кредиты возвращаются к прежним показателям: уровень их проникновения сейчас составляет 35-40%. При этом рынок бытовой техники практически не изменился, что свидетельствует о перемещении клиентских предпочтений в сторону менее дорогих покупок», - заявил г-н Абзалов.
Влияние на общею картину и оказала и госпрограмма автокредитования, затяжное внедрение которой создало отложенный спрос: часть клиентов отложило покупку автомобиля до полноценного старта кампании, - сообщила Любовь Малютина, начальник отдела продвижения и рекламыдепартамента автострахования ООО «Русфинанс Банк». При этом, по ее словам, всего через месяц после старта обновленной программы доля выданных в соответствии в с ней кредитов в структуре банка достигла 10%.
Сокращение объема рынка автокредитования подтвердил Алексей Зуев, главный экономист управления кредитования частных клиентов Северо-Западного Банка сбербанка России. Согласно представленным им данным, в 2008 году в Северо-Западном регионе Сбербанком были выданы кредиты на покупку 26 тыс. автомобилей на сумму 12 млрд. рублей. За год падение по рынку составило 25-29%, и в нынешнем году было выдано 17 тыс. автокредитов. По словам эксперта, сегодня средняя цена приобретаемой в кредит иномарки составляет 670 тыс. рублей, доля собственного участия при ее покупке составляет 33%, а предпочитаемый срок кредитования составляет 5 лет. Для отечественных автомобилей средняя стоимость составляет 280 тыс. рублей, первоначальный взнос - 24%, а срок, как правило, не превышает трех лет.
В августе - наименее благополучном месяце года – Сбербанком было выдано автокредитов на 10-15% меньше по сравнению с июлем и на 54% меньше, чем за тот же месяц годом ранее. В сентябре сумма выданных автокредитов составила 610 млн. рублей (на 30% больше чем в августе, а в октябре эта цифра выросла до 675 млн. рублей (рост 11%). В ноябре уровень выдачи кредитов вновь пошел вниз и по отношению к предшествующему месяцу составил 32%, что объясняется ожиданием предновогодних скидок и бонусов и никак не связано с негативными явлениями в экономике. Отложенный спрос составляет и перенос производства некоторых иностранных моделей на отечественные заводы. Так, долгая отладка технологических процессов на заводах Nissan / Ниссан и General Motors / Дженерал Моторс привела к дефициту Nissan X-Trail / Ниссан Икс-Трэйл и Chevrolet Cruze / Шевроле Круз, продажи которых «оживают» лишь к концу года.
Количество выданных кредитов в значительной степени зависит от качества работы дилера, – уверен Дмитрий Тимофеев. В докризисный период была распространена ситуация, когда в дилерском центре присутствовали до 10 представителей различных банков, каждый из которых предлагал свой продукт. Оказавшись в тяжелых экономических условиях, большая часть из них покинули автосалоны, оставив дилеров без продаж. «Наша стратегия – собственная работа с актуальными предложениями банков. Поэтому даже в январе-феврале доля кредитных продаж в нашей компании не падала ниже 20-25%. Сейчас в сети дилерских центров автохолдинга РРТ она составляет 56% и вплотную приближается к докризисному уровню», - сообщил эксперт.
По мнению представителей автохолдинга РРТ, в 2010 году на автомобильном рынке не следует ожидать сильных изменений. Цены на новые модели ожидаемо вырастут на 5-7%, и если не будет девальвации, то иных повышений не предвидится. Прошлогодние автомобили будут продаваться по ценам не выше нынешних, однако смогут ли дилеры и производители позволить себе такие серьезные скидки, как сейчас, пока сказать сложно.
За общими тенденциями автомобильного рынка следует и рынок автострахования. Как сообщил Евгений Дубенский, президент Союза Страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада, в нынешнем году сборы страховых компаний сократились на 20% вследствие сокращения продаж новых автомобилей. Основные последствия спада страховщики почувствуют только к середине 2010 года, когда начнутся выплаты по реализованным полисам. Объем выплат уже сейчас вырос на 30% за счет удорожания ремонтных работ, запчастей, расходных материалов и сервисного оборудования. Только из-за девальвации рубля расходы страховых компаний за минувший год возросли на 12%. Убыточность страховых компаний, занятых автострахованием, сегодня превышает 80%, при этом в Петербурге убыточность по ОСАГО одна из самых низких по стране и составляет порядка 60%.
Владимир Жуков,
Auto-Dealer.ru-Петербург
|