17 февраля 2010
Автомобильный кластер Санкт-Петербурга: тенденции и перспективы
15-16 февраля 2010 года в Санкт-Петербурге, в гостинице Park Inn Прибалтийская, прошла IV ежегодная международная конференция AutoInvest - первое в нынешнем году мероприятие в российской автомобильной промышленности, направленное на привлечение инвестиций в производство автомобильных комплектующих. Основной темой для обсуждения в ходе прошедших заседаний и круглых столов стала Правительственная программа развития автомобильной промышленности до 2020 года. В рамках конференции состоялся круглый стол «Автомобильный кластер Санкт-Петербурга: тенденции и перспективы», объединивший экспертов автомобильного рынка и представителей региональных органов государственной власти и отраслевых ассоциаций в диалоге о будущем петербургского автопрома и его особенностях. Местные производители поделились планами на ближайший год и обсудили необходимость обеспечения господдержки для развития автомобильного кластера Петербурга.
Модератором круглого стола выступил Сергей Фивейский, первый заместитель председателя КЭРППиТ. Отметив печальные тенденции автомобильного рынка – 49% падение в минувшем году и сокращение объемов продаж в январе 2010 года на 37% по отношению к аналогичному месяцу годом ранее, – эксперт предложил участникам дискуссии обменяться мнениями о текущей ситуации и ближайших перспективах развития отрасли, а также высказать конструктивные предложения по обеспечению поддержки со стороны государства.
Доклады присутствующих продемонстрировали готовность производителей автокомпонентов внести вклад в развитие автомобильной промышленности на территории региона. Валерий Киселевич, президент Санкт-Петербургской ассоциации производителей автомобильных компонентов, уверен, что к 2014 году петербургские автосборочные предприятия смогут удвоить производственные мощности и выпускать до 800 тысяч автомобилей в год. Однако для этого рынок автокомпонентов должен сделать серьезный шаг вперед, иначе не получится обеспечить автозаводы достаточным количеством комплектующих. «Нужен конкретный протекционизм в виде создания инфраструктуры для облегчения входа иностранных производителей. Государство должно показать заинтересованность в развитии отрасли», - заявил эксперт, оценивая сегодняшнюю ситуацию на рынке. По его мнению, сегодня поддержка со стороны государства приходит с опозданием, что демонстрируют последние инициативы по организации премий за утилизацию старых автомобилей и субсидированию процентных ставок.
Кроме того, считает г-н Киселевич, выделяя в автомобильном кластере Петербурга кластер автомобильных компонентов, не стоит ограничивать его территорией города. Для обеспечения нужд автозаводов следует привлекать предприятия прилегающих регионов – Вологодской, Псковской и Новгородской областей.
О необходимости всестороннего развития автомобильного кластера высказался Иван Бончев, руководитель подразделения по оказанию услуг предприятиям автомобильной промышленности компании Ernst&Young. По его мнению, создание автомобильного кластера – это не только организация определенных производств, но и вклад в развитие технологий, в том числе силами предприятий малого и среднего бизнеса. В сложившейся ситуации эксперт видит разумным сконцентрироваться на привлечении готовых технологий, а не заниматься поиском инноваций. «Будем надеяться, что рынок ожидает легкое восстановление. А чтобы спрос не продолжал падать, нужно рассчитывать на государственную поддержку», - заключает он.
Среди конкретных мер по стимулированию развития отрасли автокомпонентов Мария Чернобровкина, исполнительный директор Американской торговой палаты в Санкт-Петербурге, называет непосредственное субсидирование производителей и предоставление им возможности выпуска продукции в объемах, выгодных для производства. «Чтобы стимулировать приход поставщиков, нужно разрешить реализовывать произведенные на территории России автокомпоненты за рубежом», - утверждает эксперт, напоминая, что даже во времена высокого спроса на автомобили и хорошие инвестиционные условия поставщики не спешили приходить на российский рынок.
Примером взаимодействия государства и промышленности выступил инвестиционный проект, представленный Тимуром Шоштаевым, директором ЗАО «Интеркос-IV». Новое предприятие по обработке металла и штамповке стальных деталей, расположенное на площадях «Ижорских заводов», но оснащенное новым оборудованием и укомплектованное новым персоналом, готовится к открытию в конце 2010 года. Запланированные инвестиции в проект составляют 4 млрд. рублей. «Государству следует уделять больше внимания вопросу привлечения поставщиков, - говорит г-н Шоштаев. - Если предприятия по производству автокомпонентов уйдут с рынка, придется сворачивать производство и автозаводам».
Во второй половине 2010 года также ожидается запуск первой очереди на новом заводе ЗАО «Оптоган» по производству светодиодов и осветительных систем на их основе. Максим Одноблюдов, генеральный директор ЗАО «Оптоган», важным условием успешной работы предприятия видит наличие конечного клиента на месте производства, ожидая от государства поддержки по стимулированию центров компетенции для обеспечения эффективного взаимодействия производителей низкоуровневых компонентов с производителями более сложных устройств, поставляемых автозаводам.
Проблема локализации производства является одной из ключевых для иностранных автомобильных компаний, уже разрешивших трудности с организацией производства и осуществляющих локальную сборку своей продукции для российского рынка. Татьяна Горовая, менеджер по правовой работе и взаимодействию с государственными органами ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС», в числе факторов, сдерживающих расширение локализации, отметила неясности в вопросах ее правового урегулирования и медленное развитие отрасли автокомпонентов. По мнению эксперта, многие существующие производства попросту не готовы к сотрудничеству с компаниями мирового уровня.
«Проблема в том, что качество производимых нынешними локальными поставщиками автокомпонентов зачастую не соответствует стандартам компании», - подтверждает Юлия Бойчарова, руководитель направления по связям с органами государственной власти ООО «Дженерал Моторз Авто». В этом случае речь идет не только о качественно выполненных деталях, но и о грамотно выстроенном менеджменте качества на предприятии, высокой культуре организации производства.
В текущей экономической ситуации для автопроизводителей более всего важно наличие покупательского спроса. Елена Березанцева, менеджер по связям с государственными органами Ford Motor Company / Форд Мотор Компани, приветствует государственные меры стимулирования спроса – программы субсидирования кредитных ставок и утилизации старых автомобилей, - а в числе возможных способов поддержки также называет государственные закупки автомобилей Ford / Форд всеволожского производства.
В минувшем году интеграция участников рынка в жизнь региона вышла на этап сотрудничества с городскими образовательными институтами. Сергей Александров, проректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета по связям с промышленностью, рассказал о ряде проведенных встреч с автопроизводителями, в ходе которых последние выразили готовность к сотрудничеству с городскими вузами. В 2009 году при поддержке правительства Санкт-Петербурга был успешно реализован первый совместный проект General Motors / Дженерал Моторс и СПбГПУ по переподготовке технических специалистов. К тому же, по словам г-на Александрова, благодаря инновационной политике города уже сегодня университеты располагают современным оборудованием, позволяющем осуществлять ряд работ (например диагностических), которые могут быть полезны автопроизводителям. Субсидирование образовательных и бизнес-мероприятий, особенно связанных с менеджментом качества, по мнению эксперта, стали бы эффективной поддержкой взятого курса со стороны государства.
О необходимости развития локального производства комплектующих и сотрудничества с университетами высказался и Йохан Бальк, генеральный директор ООО «Скания-Питер». Она вызвана расширением производства за счет организации сборки грузовых автомобилей шведской марки в добавок к автобусам, в течение нескольких лет успешно выпускаемых на заводе компании в Петербурге.
В то время как многие эксперты рынка склонны считать нынешнее время неподходящим для экспериментов, Андрей Бирюков, председатель совета директоров ЗАО «Яровит Моторс», высказал радикальное утверждение о необходимости тотального пересмотра парадигмы промышленного автомобильного производства. «Классическое технологическое развитие подошло к концу, - заявил он. – Нужно строить новую идеологию построения автомобиля». Новая концепция, по его словам, подразумевает применение инновационных материалов (композиты вместо металла), переход на использование новых видов топлива (сжиженный природный газ вместо нефтепродуктов) и возможность создания на одной платформе десятков различных по назначению автомобилей. Один из ключевых пунктов «программы» - отказ от централизованной сборки в пользу франчайзинга. Для этого конструкцию автомобиля нужно максимально упростить, чем в настоящий момент и занимается компания Яровит Моторс, сосредоточив основную деятельность на перспективных разработках. Как сообщил г-н Бирюков, первые результаты появятся уже летом 2010 года, когда будет представлена новая модель грузового автомобиля с электрической трансмиссией. На конец года запланирована премьера собственной легковой модели стоимостью от 8 тыс. евро, при этом оснащенной гибридной силовой установкой.
Владимир Жуков,
Auto-Dealer.ru-Петербург
|