27 февраля 2010
Безгарантийный автобизнес
Российские автомобильные дилеры давно говорили, что для них основным бизнесом должен стать сервис, а не продажа новых автомобилей. Кризис им в этом помог. Но резкое падение продаж новых иномарок в России также стремительно сокращает и парк гарантийных автомобилей в возрасте до трех лет, на обслуживание которых и планировалась зарабатывать в дальнейшем. Так, к 2011 году по сравнению с концом 2008 года, парк гарантийных иномарок в России может сократиться на 33% до 4,7 млн. авто, и как минимум на 27%, до 345 тыс. авто – в Петербурге. Теперь основной задачей дилеров становится привлечение владельцев послегарантийных автомобилей.
По данным PricewaterhouseCoopers (PwС) на конец 2008 года российский парк легковых автомобилей в возрасте до 3 лет (находящихся на гарантии) составлял 7 млн. единиц. Еще летом 2008 года многие российские дилеры продолжали расширять торговые и сервисные мощности в расчете на дальнейший рост рынка. Вместе с тем, некоторые эксперты и дилеры уже тогда ждали, что вскоре большую часть прибыли им будет приносить именно сервис, а не продажи новых автомобилей, на которые до кризиса, по данным PwС, приходилось более 70% доходов российских дилеров. И в кризисный 2009 год ситуация кардинально изменилась.
Теперь доля сервиса в прибыли дилеров может составлять 50-80% и более. Но пока это в основном доходы от обслуживания гарантийный машин, парк которых в РФ сокращается вместе с продажами. Так, уже в прошлом году в РФ он уменьшился на 400 тыс. машин, до 6,6 млн. Если брать за начало отчетного периода 2006 год, то тогда в РФ было продано 1,8 млн. новых легковых авто, против 1,4 млн. в 2009 году.
В дальнейшем ситуация только усугубится. По базовым прогнозам PwС, Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и Ernst&Young, в этом году в РФ может быть продано 1,5-1,6 млн. новых авто, а в 2011 году – примерно 1,7 млн. машин.
Напомним, что, по данным PwС, в 2007 году в стране было реализовано 2,4 млн. авто, а в 2008 году – 2,8 млн. Таким образом, до конца текущего года парк гарантийных машин в РФ может сократиться еще как минимум на 800 тыс. авто, до 5,8 млн., а до конца следующего еще минимум на 1,1 млн., до 4,7 млн. авто. Иными словами, к концу 2011 года по сравнению с 2008 годом, парк гарантийных автомобилей (с гарантией до 3-х лет), сократится в России на 2,3 млн. авто или на 33%.
Исходя из данных PwС, сокращение парка гарантийных автомобилей в РФ в прошлом году произошло исключительно за счет отечественных автомобилей. Парк гарантийных иномарок в стране на конец 2009 года составлял, как и на конец 2008 года – 4,56 млн. авто. По оценке компании, в 2006 году, как и в 2009 году, в РФ был реализован 1 млн. новых легковых иномарок. Но, очевидно, что в текущем году начнет сокращаться и их гарантийный парк. Это уже видно по данным продаж иномарок в РФ за январь месяц. По данным АЕБ их было продано 52 тыс., против 74,5 тыс. в январе 2007 года. То есть за первый месяц текущего года парк гарантийных иномарок в стране уменьшился на 22,2 тыс. авто.
Вместе с тем, в регионах, где продажи новых автомобилей в основном приходятся на иномарки, гарантийный парк начал сокращаться уже в прошлом году. Среди таких регионов и Петербург. По итогам прошлого года, доля продаж автомобилей российских брендов в Петербурге составила 8%, доля АвтоВАЗа – 6,7%. В России же на отечественные бренды в 2009 году пришлось 28% продаж, на АвтоВАЗ – 25%.
На конец 2008 года парк гарантийных иномарок в Петербурге в возрасте до 3-х лет составлял около 430 тыс. авто. По крайней мере, именно столько новых иномарок в городе было продано с 2006 по 2008 годы. При этом большинство петербургских дилеров до кризиса привыкли получать большие прибыли именно от продажи авто. Так, по данным PwС, на конец 2008 года (самый успешный с точки зрения продаж автомобилей) в РФ насчитывалось около 2,7 тыс. дилеров, каждый из которых продал в среднем по 780 авто. По данным Auto-Dealer.ru в Петербурге на конец 2008 года насчитывалось около 175 автоцентров, официально представляющих иностранные марки (за исключением дилеров китайских брендов, сеть которых и по сей день нестабильна). При этом в 2008 году в северной столице было продано 190 тыс. иномарок, то есть на каждого дилера в среднем пришлось по 1085 проданных авто. Если говорить о дилерах АвтоВАЗа, то их количество на конец 2008 года в Петербурге не превысило 15 автоцентров, каждый их которых в тот год продал примерно по 820 машин.
В 2009 году количество официальных дилеров в Петербурге сохранилось на уровне 2008 года. Закрытие ряда салонов компенсировалось появлением новых. Но в ушедшем году на каждого официального дилера иномарок пришлось уже в среднем по 590 проданных авто, а всего же в Петербурге было продано 103 тыс. новых иномарок. Более того, очевидно, что с каждой проданной в прошлом году иномарки дилеры зарабатывали гораздо меньше, чем с каждого реализованного авто в 2008 году. Так, по данным PwС, в 2009 году российские дилеры в количественном выражение продали новых авто на 50% меньше, но в денежном выражении их выручка сократилась на 57%, до $26,6 млрд. Причем, в прошлом году по сравнению с 2008 годом, сократилась и средняя цена продаваемого в РФ авто - с $22,15 тыс. до $19 тыс. (оценка PwС). Если соотнести их с некоторыми оценками Ernst&Young, - эти данные выглядят очень печально. Исследования этой компании показали, что в прошлом году в России доля автомобилей дороже $30 тыс. в общем объеме проданных авто увеличилась с 5,4% в 2007 году до 23,6%. Доля автомобилей стоимостью $25-30 тыс. увеличилась за тот же период с 4,4% до 12,8%, а доля автомобилей стоимостью $10-15 тыс. снизилась с 51,2% до 20,5%. То есть, дорогих автомобилей в прошлом году продавалось больше, чем в предыдущие периоды, а выручка при этом сокращалась. Это говорит о том, что продавались эти авто с большими скидками, порой в убыток, именно поэтому торговлями автомобилями теперь для дилеров, в том числе петербургских, отходит на второй или даже третий план.
Более того, некоторые петербургские дилеры намерены в ближайшие год-два строить новые автоцентры, поэтому в перспективе с учетом медленного восстановления рынка на каждого петербургского дилера будет ежегодно приходиться в среднем по 500 проданных авто. Для европейских дилеров, учитывая их существенное количество в каждой отдельной стране, это более чем хороший показатель. По данным PwС, в Великобритания дилеры ежегодно продают в среднем по 470 авто, а в Германии по 250. До 80% прибыли европейским дилерам приносит сервис, но не только гарантийных, но и послегарантийных авто, а также торговля подержанными машинами, где маржа значительно выше.
Поэтому за рынок послегарантийных авто, равно как и за рынок по торговле подержанными машинами отныне хотят побороться петербургские дилеры: по итогам 2009 года парк гарантийных машин в северной столице уже сократился как минимум на 2 тыс. иномарок, и еще примерно на 700 авто в январе этого года. Исходя из текущих прогнозов аналитиков, в этом году в Петербурге может быть продано до 115 тыс. иномарок, а в 2011 году до 125 тыс. То есть, к 2011 году по сравнению с 2008 годом парк гарантийных иномарок в городе может сократиться на 85 тыс. авто, до 345 тыс. машин, а возможно и больше с учетом ухода в регионы ряда приобретенных автомобилей.
Именно поэтому дилеры уже сейчас активно привлекают на сервис и владельцев постгарантийных автомобилей и пытаются развивать бизнес по торговле подержанными. Дальше всех в этом направлении как в Петербурге, так по России в целом ушла группа Рольф. Еще в конце 2007 года в структуре группы появилась отдельная компания BlueFish, которая занялась развитием бизнеса по торговле поддержанными автомобилями. Их продажу BlueFish стала осуществлять как на прилегающих к салонам Рольфа территориям, так и на автономных площадка. В марте прошлого года такую площадку – «АвтоЭнергия» - Рольф открыл и в Петербурге на проспекте Энергетиков. Другие дилеры также развивают торговлю подержанными авто, но только в рамках своих салонов по продаже новых автомобилей. Но побочный казалось бы бизнес зачастую оказывается более прибыльным. Так, по данным Автостата, маржа при торговле новыми авто начинается от 0-2% для массовых машин, и может достигать 10% для премиальных. Наценка же на подержанные автомобили может значительно превышать 10%. Очевидно, этот бизнес наряду с сервисом помогал дилерам выживать в прошлом году. По данным Автостата, только с января по июнь в России было перепродано более 450 тыс. иномарок в возрасте от 2 до 7 лет. То есть, по итогам года объем этого рынка мог быть сопоставим с рынком новых иномарок. Что касается Петербурга, то здесь, по данным аналитического агентства, за первые шесть месяц прошлого года было перепродано 66,7 тыс. подержанных авто, что на 40,5% больше, чем было продано новых.
Обслуживание парка автомобилей старше 3-х лет вышло на первый план для дилеров как раз в прошлом году. Этот бизнес может быть гораздо прибыльнее торговли не только новыми, но подержанными авто. По оценке Автостата доходность сервиса и продажа запчастей может составлять 25-30%. В этом направлении дальше всех также пошла группа Рольф. В конце прошлого года компания запустила проект «Белый сервис». Его реализует структурное подразделение - компания We Love Parts (дистрибьютор запчастей). Проект предполагает создание точек СТО для послегарантийного обслуживания авто на сервисных мощностях официальных дилеров с использованием неоригинальных запчастей, что позволит конкурировать с «серыми» сервисами. При этом услуги «Белого сервиса» будут до 40% дешевле, чем у официальных дилеров, использующих оригинальные запчасти. До конца первого квартала этого года «Рольф» планирует открыть 30 таких центров, и 3 из них в Петербурге.
Активно развивают обслуживание постгарантийных машин и другие дилеры. Так, петербургский Автоцентр СТК в конце 2008 года отказался от брэнда Renault / Рено. Но недавно компания сообщила своим прежним клиентам, владельцам Renault / Рено, что с начала этого года начинает их послегарантийное обслуживание. В свою очередь, петербургский Автохолдинг РРТ начал также развивать кредитование услуг СТО. По данным компании, с мая по декабрь прошлого года было выдано 742 таких кредита. По словам генерального директора РРТ Олега Барабанова, сейчас владельцы послегарантийных машин составляют около 30% клиентов сервисов холдинга и их долю планируются довести до 50%.
Михаил Серов,
специально для Auto-Dealer.ru
|