2 марта 2010
TT Finance: Пойдет ли вверх авторынок на буксире господдержки?
Сегодня в Агентстве журналистских расследований состоялся круглый стол, посвященный подведению итогов государственной поддержки автомобильного рынка в минувшем году и оценке перспективных мер по стимулированию спроса на новые автомобили. Среди широкого разнообразия предложенных к обсуждению тем основная дискуссия участников мероприятия, экспертов в области кредитования и продажи автомобилей сложилась вокруг уже известной программы субсидирования кредитных ставок и новой инициативы российского правительства – программы утилизации старых автомобилей.
Анализируя текущую ситуацию на российском автомобильном рынке, Михаил Шевельков, директор по продажам компании Аларм-Моторс, рассказал присутствующим об итогах деятельности официального дилера Ford / Форд в минувшем году. По его словам, наиболее тяжелым кризисным периодом, продемонстрировавшим самые низкие продажи, для компании стало прошлое лето. Однако уже начиная с первого осеннего месяца модернизированная государственная программа автокредитования и совместная программа со Сбербанком позволили увеличить спрос на 90%. По итогам четвертого квартала 78% автомобилей Ford Focus / Форд Фокус были приобретены в автоцентрах Аларм-Мотос на условиях госпрограммы. «И нами, и нашими клиентами эта программа очень востребована, - заявил г-н Шевельков, – и после ее продления в 2010 году в наших салонах вновь выстроилась очередь из покупателей. Кроме того, теперь в программе участвуют более 90 банков, что повышает доступность льготных кредитов».
По мнению Михаила Шевелькова, в ближайшие 2-4 года достижения объемов продаж 2008 года ожидать не стоит. Что касается автомобилей Ford / Форд, то в нынешнем году производитель если и ожидает повышения спроса, то не более чем на 7% по отношению к прошлому году, а его планы остались такими же, как годом ранее. Уже с 15 января в сеть дилерских центров Аларм-Моторс поступают автомобили 2010 года выпуска, при этом прошлогодние экземпляры, запланированные к продаже к концу февраля, на сегодняшний день практически полностью реализованы – у дилера их остались буквально единицы. В целом, среднерыночная ситуация оценивается экспертом как неплохая. Несмотря на смещение спроса в сторону более дешевых автомобилей, марка Ford / Форд сохраняет позиции, причем более 70% продаж производятся в кредит.
Стабилизируется и рынок автокредитования, как отметили эксперты, - не без помощи господдержки. Так, в Сбербанке в декабре минувшего года доля кредитов по госпрограмме составила 32% от общего объема. Среди тенденций нового года Алексей Зуев, главный экономист управления кредитования частных клиентов Северо-Западного банка Сбербанка России, отметил увеличение количества выданных кредитов (в феврале объем кредитных продаж удвоился по сравнению с предыдущим месяцем) и увеличение средней суммы кредита (с 400 до 458 тыс. рублей). Сыграло свою роль и отсутствие продаж по госпрограмме в январе. Благодаря этому факту доля совместных программ Сбербанка с дилерами немедленно выросла с 30 до 72%. В январе-феврале самыми востребованными марками, по данным Сбербанка, стали Hyundai / Хендай (15% автокредитов), Chevrolet / Шевроле, Kia / Киа и Volkswagen / Фольксваген. Небольшое снижение спроса в начале года отмечено в отношении бренда Лада – вновь из-за паузы в выдаче льготных автокредитов, для которых в феврале вновь достигла 20%.
«Мы считаем госпрограмму эффективным инструментом повышения спроса не только на новые автомобили, но и на кредитные продукты в целом», - соглашается Петр Меликов, директор ККО Русфинанс Банка в Санкт-Петербурге. По его словам, модернизация программы позволила расширить список участников со стороны автопроизводителей и банков, а также снизить нагрузку на заемщика. В кредитном портфеле банка, присоединившегося к программе 17 ноября 2009 года, льготные автокредиты составляют порядка 16%.
Как сообщила Любовь Малютина, начальник отдела продвижения и рекламы Департамента автокредитования Русфинанс Банка, по данным Автостата, в 2008 году в Петербурге было продано 217 тыс., в 2009 – 106 тыс. новых автомобилей. Если в последнем докризисном году половина покупок осуществлялась в кредит, то в минувшем году – только 28%. Пессимистичный сценарий развития рынка предусматривает повторение прошлогодних показателей, возможно, с небольшим ростом. Наибольшим спросом среди клиентов Русфинанс Банка сегодня пользуются марки Chevrolet / Шевроле, Ford / Форд, Renault / Рено, Hyundai / Хендай и Kia / Киа. Покупатели отдают предпочтение автомобилям стоимостью до $20 тыс., их доля составляет 64% от общих объемов кредитных продаж.
8 марта в России стартует новый этап государственной поддержки автомобильного рынка и отечественных производителей. В силу вступает программа по авторециклингу. О новом механизме рассказал Александр Ремига, заместитель начальника Управления по обращению с отходами производства и потребления Санкт-Петербурга, действующего с 1 января 2010 года в том числе для контроля над выполнением программы.
По условиям программы, утилизировав автомобиль любой марки возрастом не менее 10 лет и массой не более 3,5 тонн, находящийся в собственности у последнего владельца в течение минимум одного года, владелец получает купон достоинством 50 тыс. в качестве бонуса при покупке нового автомобиля отечественного производства. Перечень доступных моделей утвержден Минпромторгом и изложен на его сайте. Там же опубликованы списки участвующих в программе дилеров и пунктов утилизации. На сегодняшний день в них вошли 1569 торговых организаций из 74 регионов и 153 утилизатора из 49 регионов Российской Федерации. Как сообщил Александр Ремига, в Петербурге действует 5 компаний-переработчиков, из них два располагаются непосредственно на территории города.
На сегодняшний день порядок действий обладателя «автохлама», желающего участвовать в программе, до конца не регламентирован. По одному из вариантов, владелец старого автомобиля может приехать в дилерский центр, выбрать новый автомобиль и заключить с дилером договор о намерениях. Дилер распечатает с сайта Минпромторга и заполнит пять специальных бланков, с которыми владелец отправится в ГАИ, где снимет свой автомобиль с учета и пропечатает бланки, после чего свяжется с дилером, который доставит автомобиль на станцию утилизации. Причем если оплата транспортировки ложится на плечи дилера (в Петербурге ее субсидирует правительство города), то за утилизацию владельцу придется заплатить 3000 рублей уже из своего кармана. Заплатить придется и за снятие автомобиля с учета. «Может получиться так, что суммарная скидка составит порядка 45 тыс. рублей», - говорит Александр Ремига.
«Одна из основных целей программы – помощь автопроизводствам, находящимся на российской территории. И вторым уже пунктом – убрать автохлам с дорог и дворовых территорий, - продолжает эксперт, - поэтому на каждый купон можно купить только одну машину». Застраховались создатели программы и от желающих заработать на массовой продаже старых автомобилей – каждый гражданин имеет право получить не более десяти купонов.
Еще не заработав, новая программа уже востребована ее потенциальными участниками. Как сообщил Михаил Шевельков, с момента объявления компании Аларм-Моторс об участии в программе 17 февраля уже получено 87 заявок и заключено 24 договора на утилизацию. Специально для участия в программе и только для нее завод Ford / Форд во Всеволожске подготовил специальную версию Ford Focus Limited /Форд Фокус Лимитед. Автомобиль в облегченной комплектации предлагается в трехдверном кузове хэтчбек и оснащается 1,4-литровым мотором, его стоимость с учетом ваучера составляет 389 тыс. рублей. Автомобили из первой пробной партии в 272 экземпляра (25 из которых попадут в автосалоны дилерской сети Аларм Моторс), запланированной к производству в апреле, появится у дилера в начале мая, 30-40% заявок уже сейчас поступают именно на них.
Привлекательным моментом для автомобилистов является возможность воспользоваться двумя средствами государственной поддержки одновременно - программа утилизации суммируется с льготным кредитованием. Поскольку цена приобретаемого автомобиля указывается в договоре с учетом скидки в 50 тыс. рублей, полученных за утилизированный автомобиль, лимит стоимости автомобиля при льготном кредитовании фактически увеличивается до 650 тыс. рублей, - рассказал Михаил Шевельков.
Успешно реализованная во многих странах Европы и за океаном в течение минувшего года, у нас программа утилизации подержанных автомобилей даже сейчас вводится с большой осторожностью и, по словам Александра Ремиги, является экспериментальной. Воспользоваться полученным купоном автомобилисты смогут в течение всего срока действия программы - до ноября 2010 года.
Владимир Жуков,
Auto-Dealer.ru-Петербург
|