22 февраля 2011
Автострахование в России: итоги 2010 года и новые тенденции
После непростого 2009 года, отметившегося спадом экономической активности и значительными изменениями в системе обязательного автостра- хования, страховые компании провели серьезную работу по повышению эффективности работы с клиентами и оптимизации процесса урегулирования убытков. Свои коррективы в привычный уклад внес и минувший год. В частности, с 1 сентября была введена новая система оценки ущерба при ДТП, по которой расчет возмещения для деталей, отвечающих за безопасность автомобиля, должен производиться без учета их износа. Об итогах развития автострахования в 2010 году, проблемах оценки ущерба и независимой экспертизы при ДТП, а также свежих тенденциях на рынке шла речь за круглым столом в Агентстве Бизнес Новостей.
По итогам 2010 года российский рынок обязательного автострахования (ОСАГО) вырос на 7-8%, причем его восстановление после кризиса происходило с опережением базовых прогнозов. Об этом сообщил Евгений Дубенский, президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада. По его словам, положительные тенденции вызваны как повышением региональных и возрастных тарифных коэффициентов, так и ростом продаж новых автомобилей, немалая заслуга в котором принадлежит восстановлению автокредитования. Однако вместе с увеличением дохода от продажи полисов повысилась и убыточность автострахования. По мнению эксперта, это объясняется смещением потребительского спроса в сторону автомобилей низкого ценового сегмента – именно для него характерна низкая прибыльность и системная убыточность.
В числе негативных моментов Евгений Дубенский отметил неадекватную тарифную политику некоторых страховых компаний, которые использовали демпинг в качестве драйвера продаж полисов КАСКО. В большинстве же своем страховщики, напротив, увеличили тарифы по КАСКО в связи с ростом убыточности. Одним из слабых мест нынешней системы автострахования, по мнению г-на Дубенского, сегодня является беспорядок в отношениях с посредниками. Недобросовестные агенты систематически наносят страховым компаниям материальный ущерб и вредят их репутации, присваивая полученные премии или продавая недействительные полисы. Поиск решения подобных проблем, например, путем введения обязательной сертификации посредников, в настоящее время является одним из актуальных направлений деятельности страховщиков
Что касается прогнозов, по оценке Евгения Дубенского, в 2011 году рынок автострахования продолжит рост параллельно с увеличением объемов продаж новых автомобилей. Эксперты ожидают 20-30% рост автомобильного рынка, а его объем по итогам года прогнозируется на уровне 2,2 млн. новых автомобилей.
Юрий Берхман, заместитель генерального директора страховой компании АСК-Петербург, рассказал, что в последнее время страховые компании потратили немало сил на оптимизацию механизмов урегулирования: наладили систему прямого возмещения убытков, научились работать по «европротоколу». Минувший год научил страховщиков гибкой работе с клиентами, в первую очередь – в части добровольного страхования КАСКО. Многие компании пошли навстречу своим действующим и потенциальным клиентам и стали предлагать более доступные продукты, в том числе программы с франшизой. Другим важным достижением эксперт считает повышение внимания к мелочам. «Страховые компании научились, с одной стороны, выстраивать защиту от мошенников, а с другой - быть более внимательными к требованиям страхователей», - заявил он.
По данным Юрия Берхмана, сегодня в Петербурге убыточность КАСКО составляет 70-120%, то есть из каждых 100 рублей, полученных в виде премий, страховщик выплачивает автовладельцам от 75 до 120 рублей. Однако хотя автострахование не приносит прибыли, оно остается необходимым продуктом в портфеле страховщика, поскольку играет роль локомотива в продвижении иных других видов страхования. Без КАСКО страховая компания просто-напросто растеряет часть своих клиентов.
Продолжая тему убыточности, Елена Растворова, директор департамента урегулирования убытков страховой компании Кит Финанс, отмечает снижение количества страховых случаев по отношению к прошлой зиме. «В прошлом году городские власти не смогли справиться с погодными условиями, и это негативно повлияло на бизнес страховых компаний. Год был сложным. Если сравнивать убыточность в начале 2010 года с сегодняшним днем, то ситуация улучшилась», - считает эксперт.
Представители страховых компаний сошлись во мнении, что во взаимоотношениях между страховщиками и страхователями, особенно с развитием прямого урегулирования и «европротокола», важную роль играет третья сторона – страховой ассистанс. По мнению Елены Растворовой, взаимодействие с аварийными комиссарами сделало механизм прямого урегулирования более цивилизованным. По словам Юрия Берхмана, компания АСК-Петербург сопровождает службой аварийных комиссаров 100% своих полисов.
По словам Алексея Дружинина, руководителя федерального расчетного центра ассистанской компании ЛАТ, аварийный комиссар выполняет на месте ДТП сразу несколько функций. Владельцам полиса они помогают определить объем повреждений и правильно заполнить необходимые документы, а также дают рекомендации о целесообразности вызова представителей ГИБДД. Бывают случаи, когда комиссарам приходится защищать интересы страховых компаний. Согласно общемировой статистике, 20-30% ДТП считаются мошенническими, и Россия по этому показателю не является исключением. «Некоторые автовладельцы пытаются обновить машину за счет страховой компании, и при наступлении ДТП вписывают в протокол все накопившиеся за год неполадки», - сетует г-н Дружинин. Учитывая, что средний возраст автомобилей в Петербурге превышает 10 лет, их износ приближается к 80%, а цены на запчасти постоянно растут, эксперт приветствует возмещение ущерба с поправкой на износ поврежденных элементов.
Участники круглого стола затронули тему изменения методики расчета ущерба при ДТП по ОСАГО, в соответствии с которой отвечающие за безопасность автомобиля детали оцениваются без учета износа. По мнению Александра Холодова, председателя межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов», для автовладельцев это нововведение оказалось полезным, поскольку по новой методике выплаты за причиненный автомобилю ущерб, в среднем, увеличились. Тем не менее, эксперты отметили главную недоработку проекта – отсутствие точного перечня компонентов, влияющих на безопасность. Из-за этого последнее слово остается за оценочными организациями, которые вольны трактовать, влияет ли данная деталь на безопасность, по своему усмотрению.
Владимир Жуков,
Auto-Dealer.ru-Петербург
|