5 апреля 2011
Роман Слуцкий: «Уже нет такого спроса, который съест любую цену»
Роман Слуцкий, генеральный директор компании Аларм-Моторс, крупнейшего дилера Ford на Северо-западе, рассказал в интервью «Auto-Dealer-СПб» о планах по развитию и уроках кризиса.
На сколько велики риски при развитии большой сети по продаже, пусть и популярной, но все же единственной марки?
- На самом деле, время жизни нашей компании не так уж и велико. Мы начали развитие в 2003 году и завершили первую фазу в 2007 году, когда в Петербурге был открыт наш четвертый салон - Аларм-Моторс Юго-Запад. Тогда наша сеть сформировалась в том виде, в котором она существует по сей день. И в кризисный год я действительно думал, не ошиблись ли мы, развиваясь только с одним брендом, доля которого в России снижалась. Но, несмотря на мои опасения, за период кризиса Ford проявил себя в целом очень дальновидным партнером. Мои сомнения развеялись вовсе с появлением сообщения о создании альянса Ford-Sollers, в рамках которого партнеры планируют существенно наращивать объем производства Ford в России.
По вашему мнению, Ford, при ограниченных возможностях экспорта, сможет продавать в России по 300 тыс. своих авто?
- Исходя из того, что объем российского рынка к 2015 году может достигнуть 3,5 млн. машин, а по некоторым оценкам – и превысить этот уровень, я думаю, что через четыре-пять лет Ford сможет реализовывать такой объем машин по России.
Локомотивом Ford в РФ сейчас является Focus, но эта машины на фоне конкурентов уже не столь массовая и едва ли будет в последующем продаваться в больших объемах…
- По итогам 2010 года Ford Focus в седьмой раз стал самой продаваемой иномаркой в России. Более того с выходом на рынок нового Focus объемы продаж этой модели будут увеличиваться. Конечно, это едва ли позволит Focus / Фокус удержать лидерство на рынке иномарок на фоне значительно более дешевых по исполнению и начинке автомобилей. И, хотя производственные планы альянса Ford-Sollers нам пока не известны, несложно предположить, что за этими 300 тыс. стоит не только Focus и Mondeo, но и еще какой-то автомобиль, вероятно, более массовый, чем Focus. Можно посмотреть, как Ford развивается на других рынках стран БРИК, где у компании есть очень доступные продукты. Почти очевидно, что будет модель в классе «В» и около половины объема, вероятно, придется именно на этот автомобиль.
За ростом производства, судя по всему, должно последовать и расширение дилерской сети Ford в России и в Петербурге в частности?
- Дилерская сеть Ford в России подрастет, но в Москве и Петербурге, скорее всего, не сильно. И этот процесс, я думаю, начнется не раньше чем через год-два. Скажем так, при объеме продаж в 200 тыс. Ford в России, около 20 тыс. из которых придется на Петербург, существующая в городе дилерская сеть Ford сможет легко его освоить. Ведь примерно столько (20745 автомобилей) питерские дилеры Ford реализовали в 2008 году.
До кризиса вы планировали построить еще два салона на Парнасе и в Кудрово, что сейчас с этими проектами?
- Действительно, у нас были планы построить там супер-центры, но мы от них отказались. Сейчас понятно, что это была утопия. Кризис нас многому научил. Он заставил многих владельцев и руководителей лучше узнать свой бизнес, понять, что слепо гнаться за рынком не нужно. Следует принимать выверенные решения. Поэтому только сейчас, зная долгосрочные перспективы Ford в России, мы вновь можем строить планы по развитию на пять-шесть лет вперед.
В кризис многие дилеры говорили, что спад продаж заставил их улучшать сервис, борьба за клиентов вышла на первый план, в то время как прежде за покупателей бороться было не нужно, так как они шли сами и покупали все. Не вернется ли эта ситуация вслед за восстановлением рынка?
- Сегодня рынок в корне отличается от того, что он представлял собой до кризиса. Не смотря на возобновившийся рост, сохраняется очень острая конкуренция, как среди производителей, так и среди дилеров. Уже нет такого спроса, который съест любую цену. Потребитель существенно эволюционировал. Те дилеры, которые не уделяют должного внимания работе с клиентом, теряют свои рыночные позиции.
Вы сказали, что не ждете увеличения дилерской сети Ford в Петербурге в ближайшие годы, но говорите, что уже строите планы по развитию…
- Мы хотим развивать продажи коммерческих автомобилей и увеличивать сервисные мощности. К концу лета мы собираемся открыть в Приморском районе новый малярно-кузовной цех площадью 3500 кв. м. Общие инвестиции в это проект составят 150 млн. рублей. Мы считаем очень перспективным направлением продажи и техническое обслуживание коммерческого транспорта Ford, ведь весьма вероятно, что Ford Transit тоже будет в ближайшие годы производиться в России. Для укрепления позиций компании в этом сегменте мы планируем расширить наш дилерский центр на Юго-Западе на 1000 кв. м., вложив в проект около $1 млн. Что касается грузовой техники, то к середине года у нас запланировано открытие дилерского центра MAN на Московском шоссе площадью около 2000 кв. м. и стоимостью 50 млн. рублей.
Вы планируете развиваться в регионах?
- За приделами Петербурга нам интересна только Москва. Выход в столицу – один из самых логичных путей развития Аларм-Моторс. Мы уже были в Москве, смотрели несколько предложений, но сначала, конечно, необходимо понять более детальные долгосрочные планы нашего партнера, я имею в виду «Форд Мотор Компани».
Вы хотите развиваться в Москве только с Ford?
- Пока да.
Вы считаете, что там есть для этого свободные ниши?
- На волне галопирующего роста продаж иномарок 2005–2008 годов, дилерским бизнесом наряду с профессионалами начали заниматься, в том числе, и относительно случайные инвесторы, поэтому мы видим для себя возможность успешно конкурировать в столице. Кроме того, у нас очень высокий процент корпоративных продаж, а Москва в этом отношении крупнейший рынок. Мы обслуживаем большую часть глобальных партнеров Ford и здесь нам не хватает возможности работать в Москве.
Будете строить там новые дилерские центры?
- Нет. Нам интересны уже готовые объекты.
Кризис миновал, продажи растут, нет ли желания заняться в Петербурге еще какими-нибудь легковыми брендами?
- Мы займемся еще одним легковым брендом. Сейчас мы ведем переговоры на этот счет с несколькими импортерами.
Если решитесь, станете строить сеть?
- Да, для нас важно иметь по нашим брендам, как минимум, 25% петербургского рынка. При меньшей доле мы работать не хотели бы. Там где есть потенциал построить сеть и занять четверть рынка, туда мы и готовы устремиться.
В Петербурге вы будете именно строить предприятия под новый бренд, или тоже искать уже готовые объекты?
- Строить новые салоны мы не хотим. «Коробок» под автоцентры построено уже достаточно. За последние годы новые салоны в Петербурге строили немногие компании, и в основном это были проекты, начатые еще до кризиса. Если мы решим взять еще один бренд, станем искать для покупки или аренды под него уже готовые объекты.
В Петербурге вы занимаете почти половину рынка Ford, компания не ставит для вас ограничений, что если вам позволяют иметь высокую долю, то вы должны быть только с Ford?
- Мы много работаем для того, чтобы держать высокую долю в продажах Ford. При этом мы давно и успешно работаем также с другими партнерами: MAN, Fiat и Ford Cargo. Все, что от нас нужно партнеру, - это покрытие ожидаемой доли в продажах и лояльность к бренду. Это мы обеспечиваем.
Когда вы планируете принять решение о выходе на рынок Москвы и расширении портфеля брендов?
- Как только завершим начатые инвестпроекты. Думаю, все определится в этом году.
|