7 июня 2011
AutoRussia 2011: Стратегии автомобильного производства, закупок и работы с поставщиками
1 и 2 июня в Санкт-Петербурге состоялась конференция AutoRussia-2011 - ежегодное мероприятие для участников рынка автомобильного производства, представляющих различные звенья цепочки автомобильных поставок в России: от OEM до крупных поставщиков первого уровня. В течение двух дней более 150 специалистов автомобильной отрасли обсуждали наиболее актуальные вопросы автомобилестроения, в том числе подписание соглашения с Российским Правительством по указам 166/566, вопросы инвестиций в автопром региона и практические вопросы работы с поставщиками, а также знакомились со стратегиями развития лидирующих в регионе компаний.
В рамках основной программы мероприятия 1 июня в конференц-зале гостиницы «Астория» с докладами выступили более десяти ведущих экспертов автомобильной отрасли. Конференцию открыло выступление председателя Руланда Ван Гестела, директора компании Бозал по России, который охарактеризовал современное состояние российского автомобильного рынка.
По данным эксперта, ключевыми условиями для производителей на сегодняшний день являются рост цен на энергоресурсы, ежегодная инфляция на уровне примерно 10% и стабильный курс рубля по отношению к евро. Что касается динамики автомобильного рынка, с 2010 года после предшествующего 50% падения сохраняется положительный тренд. По итогам прошлого года продажи новых автомобилей достигли 75% от рекордного уровня 2008 года, а в январе-апреле 2011 удвоились по отношению к аналогичному периоду годом ранее с результатом 750 тыс. единиц. При сохранении темпов роста к концу года эксперт прогнозирует возвращение к объемам продаж 2007 года с 2,4 млн. реализованных автомобилей.
Руланд Ван Гестел обратил внимание на рост на российском рынке доли местной продукции иностранных производителей, отметив, что ее дальнейшему увеличению будет способствовать новое соглашение о промсборке, которое подписало большинство участников рынка. По его условиям совокупный объем производства должен составить не менее 300 тыс. автомобилей в год.
Андрей Коротков, директор СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям» выступил с докладом о перспективах развития петербургского автомобилестроительного сектора. По его словам, на сегодняшний день валовый региональный продукт Санкт-Петербурга составляет 4,5% от ВВП страны. При этом 22,4% приходится на промышленное производство, а 2-3% - на автомобильную отрасль. По данным эксперта, объем производства автомобилей в Петербурге в 2011 году может составить 225 тыс. единиц, а общероссийский прогноз подразумевает 1,4 млн. выпущенных автомобилей.
По мнению Андрея Короткова, вступающее в силу соглашение по промсборке стимулирует развитие производства автомобильных компонентов, хотя сегодня наблюдаются лишь первые шаги к массовому приходу на рынок крупных поставщиков. В соответствии с программой повышения инвестиционной привлекательности Петербурга, развитие автомобильной промышленности региона будет осуществляться в том числе путем создания особой экономической зоны на двух площадках в северной и южной частях города. На одной из них, в индустриальном парке «Марьино» в 2012 году запланирован запуск предприятия «Техноэксим» – партнера заводов «Ё-Авто» и «Яровит Моторс».
Упомянув об инициативах регионального правительства по поддержке стратегических производств (с инвестициями более 3 млрд. рублей), эксперт выделил среди них предоставление налоговых льгот и финансирование инженерной подготовки территорий для размещения производств. В числе проблем региона отметил недостаток квалифицированных кадров, отсутствие современных российских технологий и материалов.
С анализом результатов деятельности и оценкой перспектив развития петербургского завода General Motors выступил генеральный директор GM Auto Ромуальд Рытвински. По его словам, с сентября 2010 года предприятие проектной мощностью 60 тыс. автомобилей в год работает в две смены, и в 2011 году силами 1800 сотрудников планируется произвести 64250 машин. В настоящее время на заводе выпускаются 4 модели на двух платформах. Основу производственной линейки составляют седаны Chevrolet Cruze / Шевроле Круз и хэтчбеки Opel Astra / Опель Астра - на них приходится 60% и 30% объема производства. Оставшиеся 10% составляют кроссоверы Chevrolet Captiva / Шевроле Каптива и Opel Antara / Опель Антара. В конце года также планируется начать выпуск Chevrolet Cruze / Шевроле Круз в кузове хэтчбэк.
Как сообщил г-н Рытвински, на 2011 год запланирован запуск третей производственной группы с целью увеличения производства до 98000 автомобилей в 2012 году. Для этого в июле будет начат набор 600 новых сотрудников. В перспективе до 2015 года в компании намерены увеличить объем производства на заводе GM в Шушарах до 230 тыс. автомобилей и до 120 тыс. единиц – на предприятии GM-АвтоВАЗ. Общая численность сотрудников российских предприятий GM к 2015 году должна достигнуть 4000 человек.
Стратегию концерна по локализации производства автокомпонентов в России представил Питер Лейер, директор GM Auto по направлению глобальных закупок и цепочек поставок по России и странам СНГ. Он рассказал, что компания работает с 99 поставщиками в Тольятти и сотрудничает (или собирается сотрудничать) с 65 поставщиками в Санкт-Петербурге. Среди последних большую долю (52%) составляют российские поставщики, а 36% приходится на интернациональных производителей компонентов.
На сегодняшний день GM Auto освоила локализацию некоторых внешних и внутренних компонентов (элементов отделки, сидений, ковриков и ремней безопасности, топливных и тормозных трубок, литых дисков и аккумуляторов), а в долгосрочной перспективе намерена локализовать производство сложных компонентов, таких как двигатели, комплексные элементы безопасности и компоненты шасси. По словам г-на Лейера, несмотря на активность со стороны некоторых глобальных поставщиков, в ближайшем будущем это направление развиваться не будет. Что касается локализации сталелитейных процессов, эксперт не исключил вероятности начала сотрудничества с отечественными поставщиками стали в 2012 году.
Тему работы с отечественными поставщиками в свете стремления к обеспечению максимальной локализации продолжил Андреас Крепп, вице-президент по качеству Volkswagen Group Rus. Он поделился историей развертывания сети местных поставщиков и рассказал о системе оценки кандидатов на поставку компонентов. По данным эксперта, из общего числа российских поставщиков (порядка 300 компаний) только 64% изъявили готовность к сотрудничеству, ответив на запрос Volkswagen Group Rus, а 28% согласились на проведение аудитов на соответствие стандартам компании. По результатам проверок полную готовность к выполнению всех требований продемонстрировали только 2 производителя компонентов (3% от прошедших аудит), еще 40 участников рынка (51%) получили одобрение на поставку компонентов с условием устранения несоответствий.
За соблюдением стандартов в производстве локализованных материалов предприятии концерна Volkswagen в Калуге тщательно следят в лаборатории по проверке качества Volkswagen Group Rus. Как рассказал руководитель лаборатории Павел Советченко, инвестиции в ее развертывание уже составили 1 млн. евро. Еще 1,5 млн. планируется вложить в закупку нового оборудования в ближайшее время.
Как сообщил Андреас Крепп, в перспективе Volkswagen Group Rus намерена довести ежегодный объем производства автомобилей до порядка 400 тыс. единиц. Это станет возможным благодаря удвоению мощностей калужского завода с нынешних 150-180 тыс. до 300 тыс. автомобилей, а также созданию совместного предприятия с ОАО «ГАЗ» производительностью 100-120 тыс. машин в год. Кроме того, обсуждается вопрос строительства завода по производству двигателей и трансмиссий, однако, по словам г-на Креппа, определенных планов на этот счет пока нет.
Принципами работы с поставщиками компонентов альянса Renault-Nissan поделилась Надежда Таратина, руководитель службы по закупкам комплектующих дирекции по закупкам Renault-Nissan в России. По ее словам, при принятии решения о сотрудничестве во внимание принимаются качество выпускаемой продукции и финансовое состояние партнера, в зависимости от результатов оценки поставщики разделяются на 4 группы. Соглашения с поставках заключаются на весь жизненный цикл выпускаемой модели, и в соответствии с политикой снижения расходов альянс ожидает от своих партнеров снижения цены комплектующих на 5% в год за счет скидок и оптимизации производственных процессов.
Взгляд на развитие отношений с производителями OEМ в России с точки зрения поставщиков на конференции выразили представители компании Бозал, совместного предприятия Гестамп Севресталь Всеволожск и ЗАО Интеркос-IV. По завершении серии докладов участники конференции продолжили обсуждение интересующих тем в формате круглых столов.
Владимир Жуков,
Auto-Dealer.ru-Петербург
|