8 февраля 2012
Nokian Hakkapeliitta 7: проверено на себе
С тех пор, как в 2006 году финны представили на суд российской публики сверхудачную модель Nokian Hakkapeliitta 5, за ними закрепилась слава производителей едва ли не лучшей зимней резины в мире. Оно и понятно: кто, как не жители Суоми, значительная часть территории которой расположена за полярным кругом, знает толк в зимнем вождении? «Пятерка» неизменно занимала первые места в различных тестах и обзорах, причем нависшие оценки значились в графах «Снег/лед». Надо же такому случиться, что именно в 2006 году, когда большинство российских автовладельцев обзавелись лучшей на тот момент шипованной резиной, погода преподнесла невиданный прежде сюрприз в виде двух практически бесснежных зим.? Именно тогда разгорелся спор о том, стоит ли вообще жителям крупных городов, практически не выезжающих за пределы своих кольцевых, обзаводиться шипами или ограничиться покупкой зимней, но нешипованной резины (в простонародье - «липучки»)?
Забегая вперед, сразу скажем: окончательный вердикт ни сами потребители, ни питерская погода так и не вынесли. Если теплая зима 2006/2007 обнажила все недостатки шипованной резины как таковой, то уже в 2009/2010 снега выпало столько, что хватило бы на ближайшие десять лет. Ну а транспортную блокаду (спасибо коммунальщикам и дорожникам, отдыхали вместе со всем остальным населением!) думаю, все петербуржцы до сих пор вспоминают с содраганием. И только счастливые владельцы серьезной шипованной резины, которую испытывали на заснеженных озерах Лапландии, с удовлетворением жали на газ, без труда выбираясь из любого сугроба.
Впрочем, и финны в течение трех лет времени не теряли и усиленно разрабатывали новую модель, которая увидела свет в 2010 году. По словам Тэппо Хуовила, руководителя отдела, отвечающего за разработку образцов продукции Nokian, перед ним и его коллегами на этот раз стояла непростая задача: «Нам хотелось, чтобы новая модель не только соответствовала всем требованиям, предъявляемым к шинам подобного рода, но и представляла собой принципиально новый образец продукции, созданный на основе многолетнего опыта наших специалистов».
В первую очередь специалисты Nokian сосредоточились на наиболее уязвимых сторонах своей продукции. Дело в том, что многие потребители, отдавая должное надежности финской резины на снежно-ледовом покрытии, упрекали Hakkapeliitta 5 за высокий уровень шума на асфальте. Для его уменьшения в новых шинах отверстия в шашке перед шипом протектора сделаны в форме капли, что служит своеобразным амортизатором. Финны уверяют: аналогичное решение применяется в спортивной обуви, в области наибольшей нагрузке – пятке. К слову, воздушные амортизаторы не только снижают шумы, но и помогают бороться с вибрациями, что увеличивает период службы шипа и дорожного полотна.
Другое новшество Hakkapeliitta 7 — новая форма шипа. Если в предыдущих поколениях зимних шин Nokian твердосплавный стержень шипа имел квадратную форму, то здесь можно увидеть ромбовидную вставку, острые углы которой скошены. Скошенные угли многогранника улучшают сцепление с поверхностью во время бокового скольжения. При этом известная пользователям по Nokian Hakkapeliitta 5 универсальная технология «медвежьего когтя», признанная по результатам тестирования одной из самых эффективных, была применена и в седьмой версии Nokian Hakkapeliitta 7.
Важно и то, что шина Nokian Hakkapeliitta 7 характеризуется восьмирядной ошиповкой.Уникальность данной конструкции заключается в том, что она выполнена без добавления дополнительных шипов, которое бы привело к увеличению массы, что стало бы существенным минусом.
Для повышения управляемости и устойчивости автомобиля был модернизирован и состав резиновой смеси. Для шин Nokian Hakkapeliitta 7 разработчики создали совершенно новую композицию, в состав которой помимо силика и каучука было добавлено рапсовое масло. Подобное сочетание повысило износоустойчивость шины и обеспечило более надежное сцепление на мокрой поверхности. Результаты тестировании подтвердили, что Nokian Hakkapeliitta 7 по всем показателям (в том числе и по сопротивлению качению) превосходит даже признанного фаворита — Nokian Hakkapeliitta 5.
Наконец, изменился и сам рисунок протектора. Проводимые тесты показали, что новый симметричный и агрессивный рисунок идеально подходит для шипованной резины и улучшает продвижение в зимнее время на скользкой дороге.
Действительно ли все сказанное повлияло на управляемость автомобиля, обутого в Nokian Hakkapeliitta 7?
В первую очередь — все достоинства пятой Hakkapeliitta, без сомнений, перекочевали и на «семерку». Так, финская резина по-прежнему может считаться эталоном надежности. Переобув «зиму» еще в конце осени, я с нетерпением ждал наступления зимы, однако зима так и не наступала. Хотя первый снег выпал еще в ноябре, подобие устойчивого снежного покрова появилось только после нового года. Естественно, все это время приходилось колесить по городу по сухому и мокрому, но одинаково бесснежному асфальту.
Памятуя о двух основных заповедях владельца шипованной резины (не гонять, дабы резина не перегревалась, и не ездить по трамвайным рельсам), я, к сожалению,с завидным постоянством их нарушал. Каюсь: за это время была и пара экстренных торможений «в пол» на сухом асфальте, и резкие старты со светофоров, и120-130 км/ч «по суху». К счастью, по результатам контрольной ревизии в начале января все шипы оказались на месте, причем шатающихся или сточенных не было. Износостойкость оказалась выше всяких похвал. А могло ли быть иначе?
Долгожданный снег выпал только в начале января. Именно с этого времени я начал активно ездить загород, благо именно появление снежного покрова открыло доступ к огромному разнообразию зимних видов активности. Но тут открылись и другие плюсы, неведомые владельцу «липучки», на которой я отъездил 3 предыдущих года. Обутый в седьмую «Хакку» переднеприводный автомобиль может залезть в 40-сантиметровый сугроб и с легкостью из него выбраться. Финские шипы с легкостью вгрызаются в ледяную корку под буксующем колесом — подчас не нужно даже раскачивать машину. Что уж говорить о прессованном снегу и льду — тех типах покрытия, которые, простите за тавтологию, считаются коньком этой резины.
Впрочем, основная угроза в зимнее время — отнюдь не лед, по которому на «Хакке» как по-сухому поедет даже самый неискушенный водитель. Несмотря на все старания нынешнего губернатора Санкт-Петербурга, которому, судя по всему, уже в ближайшее время предстоит испытания прямыми выборами, периодически наши дороги наполняются снежно-солевой кашей. Именно в таких условиях Hakkapeliitta 7 чувствует себя неожиданно комфортно — тут уже спасибо даже не шипам, а резиновой смеси и протектору. Одного экстренного торможения в таких условиях хватило, чтобы убедиться: финские инженеры получают зарплату непросто так.
Кстати, зимняя резина Nokian имеет специальный индикатор, имеющий вид снежинок в основании шашек, извещает о безопасности вождения зимой. После того как снежинки сотрутся, шины не считаются безопасными для эксплуатации в зимних условиях и их рекомендуется заменить. Для безопасного вождения зимой глубина канавки протектора должна составлять 4-5 миллиметров. Очень удобно и понятно даже неискушенному автомобилисту.
Волею судеб мне довелось управлять новой Toyota Camry, обутой Hakkapeliitta 5. За рулем бизнес-седана я оказался в сухую морозную погоду (-12С) на вычищенной до асфальта трассе. Результаты поездки заставили меня призадуматься: шум от шипов в салоне был такой же, как в моей видавшей виды Corolla, обутой в седьмую «Хакку». Парадокс? Отнюдь нет: проводя тест резины, многие испытатели забывают о том, что шумоизоляция в разных моделях выполнена по-разному. Что уж говорить о других нюансах управления вроде курсовой устойчивости, которая напрямую зависит как от конструкции данного автомобиля, так и от его технического состояния. Мой вывод однозначен: если на машине двумя классами ниже новая Hakkapeliitta звучит также, как Hakkapeliitta 5 на Toyota Camry — значит, резина стала действительно тише. Тем не менее, шипы есть шипы, и на малых скоростях Hakkapeliitta 7 точно так же, как и более ранняя модель, напоминает о себе характерным гулом.
Из недостатков Hakkapeliitta 7 отметил бы один нюанс: в теплую плюсовую погоду резина становится слишком мягкой 9почти как «липучка»), отчего машину начинает немного водить в стороны в поворотах (требует подруливания 2-3 градуса) ирыскать в колеях. Впрочем, обратной стороной сказанного как раз и является снижение шумов и улучшенное поведение в ледяной каше.
Вывод
Достойная и уважаемая резина стала еще лучше. Вопреки распространенным мифам, вполне предназначена для езды не только по обледенелым загородным трассам, но и по городу. Подойдет даже тем, кто 90% времени эксплуатирует автомобиль в пределах кольцевой. Шипы могут понадобиться один раз за зиму, но именно в этот единственный раз Hakkapeliitta 7 не подведет. Солидная стоимость оправдывается безопасностью, что и должно являться решающим аргументов.
Григорий Храбров,
Auto-Dealer.ru-Петербург
|