26 марта 2012
Олег Барабанов: «Самое страшное для рынка – это стабилизация»
Генеральный директор Автохолдинга РРТ Олег Барабанов рассказал в интервью «Auto-Dealer-СПб» почему автомобильному рынку России необходимы катаклизмы и как его компания планирует на этом рынке развиваться.
В апреле прошлого года вы прогнозировали, что в Петербурге по итогам 2011 года будет продано 240 тыс. новых легковых автомобилей. Но в итоге было продано 190 тыс. машин, в чем причина?
Как начался прошлый год? Сначала почти на квартал встал петербургский Порт ввиду льда в финском заливе. Потом дороги в стране закрылись на традиционную просушку. Импортеры сделали вид, что узнали об этом в первый раз в жизни. Потом произошли землетрясение и цунами в Японии, и авария на Фукусиме...
То есть, меньше было продано из-за катастрофы в Японии?
Надо понимать, что события в Японии негативно отразились на всем мировом автопроме. Например, завод, на который приходится выпуск 75% мирового рынка микрочипов, управляющих программой двигателя, находится в 30 километрах от Фукусимы. В 50 километрах от Фукусимы располагается завод, который производит коробки передач для трети мирового автопрома. Это легло на весь мир.
Получается, что из-за дефицита, который сложился в прошлом году в связи с японскими событиями, в этом году должен сформироваться большой отложенный спрос?
Он и сформирован. Например, такие компании как Nissan, Hyundai, GM в декабре привезли в Россию огромные склады.
Если есть такой существенный отложенный спрос, то почему некоторые аналитики опасаются, что в этом году рынок России может сократиться до 10%?
Я в это не верю. Наш прогноз на этот год по стране – 2,9 млн. авто. Например, динамика продаж января-февраля 2012 года составила 25% к показателям 2011-го. При этом, мы уверены, что в этом году по стране иномарок будет продано больше чем в 2008 году в основном за счет иномарок российского производства. В нашем портфеле брендов очень много марок локализованных в России, поэтому мы ничего не теряем, рынок перераспределяется в нашу пользу.
Но вы также один из крупнейших в РФ дилеров Subaru. Какие перспективы у этого бренда по вашему мнению?
Мы рассчитывает, что с 2013 года Subaru наладит сборку своих машин в Калининграде. Сейчас ведется подготовка. После этого Subaru сможет реализовать свою стратегию и занять 1% рынка России.
Какие планы у вашей компании по продажам на этот год?
Мы планируем продать 36-40 тыс. авто. Хотелось бы больше, но ряд производителей ограничивают нас по квотам, до конца не окончены переговоры с банками по дополнительным оборотным средствам.
Как обстоят дела с продажей автомобилей с пробегом?
В 2010 году Автохолдинг RRT продал меньше тысячи автомобилей с пробегом, в 2011-м только в Петербурге продажи были уже около полутора тысяч, при том, что мы реорганизовывали систему Trade In. После того, как реорганизация была завершена и мы запустили центр Trade in на Пулковском шоссе, темпы возросли. За первый квартал мы ожидаем показатель продаж порядка 450 автомобилей с пробегом, Это 150 машин в месяц. Всего в 2012 году мы планируем реализовать порядка 3000 автомобилей с пробегом.
Какие планы у компании по развитию сети на этот год?
Основная стратегия холдинга на 2012-2013 годы - это замена автоцентров работающих по временным схемам на полноценные дилерские центры, построенные по стандартам автопроизводителей. В это году у нас запланировано открытие семи центров. В Казани это Nissan, Skoda. Там же планируется запуск дилерского центра Hyundai, тендер по этому проекту находится в завершающей стадии и к маю все будет понятно. В Воронеже и Ярославле мы меняем временные салоны на полноценные дилерские центры Subaru, в Вологде Nissan и в Петербурге Skoda, на Таллиннском шоссе, вместо нашего центра на Краснопутиловской. По последнему проекту сроки немного сдвигаются. Сейчас стройка приостановлена, мы не можем согласовать с Водоканалом слив канализации. Цена, которую нам предлагают заплатить, примерно равна стоимости строительства коробки здания.
Вы планировали начать продажи Hyundai в Мурманске, а также купить дилера этой марки в Ярославле?
По Мурманску импортер нам отказал. Что касается Ярославля, то в последний момент этот дилер с согласия Hyundai был продан компании Genser.
Участники рынка говорят, что в Петербурге вы хотели купить франшизу Hyundai у компании «Олимп»?
Мы думали над этим вопросом. Нам это было интересно, но каких-то переговоров предметных не велось.
Многие дилеры говорят, что «Олимп» не совсем удовлетворен работой с Hyundai…
Нам тоже так показалось, но у «Олимпа» сложная ситуация, он не может продать франшизу без договора аренды на площади, а площади ему нужны самому.
У вас также были планы заняться в Казани продажами Ford?
Мы полностью отказались от работы с Ford.
Почему?
Нас не устраивает схема, по которой Ford начал работать с дилерами. С прошлого года Ford сначала продает все свои машины банку BNP Paribas, а затем дилеры должны выкупать машины у банка. То есть мы начинали сотрудничать с дистрибьютором Ford в России, а потом были вынуждены строить отношения с банком – посредником. Многие дилеры этим недовольны.
От каких-то еще брендов вы отказывались?
С 1 января закрыли наш единственный салон Land Rover в Архангельске. Это решение было принято после того, как мы проиграли тендер на строительство салона под этот бренд в Петербурге.
Возможно, у вас пропал интерес и к каким-то регионам?
Мы закрыли все проекты в Сибири. Мы планировали построить салоны Nissan и Subaru в Новосибирске, а также GM и Subaru в Барнауле. Но компания Nissan выбрала там другого регионального партнера, мы решили, что без этого бренда заходить в Сибирь не интересно.
С Nissan вы также планировали идти в Альметьевск?
Мы изучили город, но экономической целесообразности не увидели и нашли другое решение. В марте запустили полноценный дилерский центр Nissan в Нижнекамске. Он будет работать в том числе на Альметьевск, поскольку между этими городами меньше 100 км.
К Москве не вернулся интерес?
Пока нет.
Вы являетесь дилером Honda, которая в последнее время теряла позиции в России, как оцениваете перспективы этого бренда на отечественном рынке?
Honda наконец-то пересмотрела позицию по России. В этом году ее американские заводы будут настраиваться на европейские стандарты. И уже в 2013 году мы рассчитываем получать автомобили Honda с американских заводов. Это может сразу понизить стоимость ее машин на рынке России: сейчас при ценообразовании на Honda сперва йена переводится в евро, а затем в рубль. А если из США получать машины, то доллар сразу конвертируем в рубль. Тут только из-за курсовой разницы получится существенное удешевление. Если это произойдет, то Honda в 2013 году сможет продать в РФ около 45 тыс. авто, против 20 тыс. в этом году. Поэтому мы смотрим на них с оптимизмом и к 2014 году в рамках автомобильной деревни на Парнасе в Петербурге планируем построить для Honda новый салон.
Помимо салона Honda в этой автомобильной деревне вы также планировали построить салоны Nissan, GM, коммерческий Mercedes и склады. Вам уже удалось договориться с представительствами этих марок?
С Nissan и GM мы договорились, а от коммерческого Mercedes отказались. Вместо него мы построим дилерское предприятие MAN. Также у нас согласовано с Subaru строительство здесь регионального склада запчастей и центра предпродажной подготовки автомобилей.
Почему не получилось с Mercedes?
Два года мы вели пустые переговоры. Это уникальная ситуация потратить так неэффективно два года. Поэтому мы отказались.
Когда вы планируете запустить все свои предприятия на Парнасе, и в какую сумму вам обойдется этот проект?
Начало запуска всех четырех салонов намечен на 2014 год Завершение - на 2015 год. С учетом складов, инвестиции в проект составят около 1,5 млрд. руб.
Вы сказали, что в этот году откроете семь новых салонов, а какие планы по развитию в регионах дальше?
Сегодня у нас 14 дилерских центров, и 13 работающих по временной схеме. Общая площадь автоцентров - 60 тысяч квадратных метров. В 2013 году мы планируем запустить полноценные дилерские центры Nissan в Пскове и Великом Новгороде, а также салоны Subaru в Мурманске и Архангельске. И на 2014 год у нас запланирован запуск Парнаса, после чего наша сеть станет насчитывать 31 полноразмерный дилерский центр, в которых мы будем продавать 9 брендов. С учетом зданий входящих в инфраструктуру холдинга, складов и прочего, общая площадь будет насчитывать 130 тысяч квадратных метров. На сегодняшний день это наш четко сформированный план по развитию.
А с MAN вы не планируете развиваться в регионах?
Пока нет, на сегодняшний день салон под этот бренд запланирован у нас только в Петербурге.
Вы отказались от выхода в ряд городов, но может у вас на примете есть другие регионы?
Мы сейчас обсуждаем план по покупке крупного дилера в Перми. Ведем переговоры. Это сеть из семи центров. Мы уже провели аудит. Оценили их примерно в 1,5 млрд. руб с учетом кредитной нагрузки.
Для вас это не обременительно, с учетом планов по развитию?
Проще купить действующий бизнес, чем строить салоны самостоятельно. Но сейчас мы не сходимся в цене, нам предлагают заплатить около 1,75 млрд. руб.
Вы оптимистично смотрите на перспективы автомобильного рынка России в этом году, а сколько, по вашему мнению, будет продано машин в Петербурге?
Я думаю 230-260 тыс. авто, при условии если питерские дилеры сохранят свою долю 8-9 процентов от российских продаж. Но доля Петербурга в этом году и в следующих тоже будет падать за счет регионов. Поэтому мы и уделяем так много внимания региональному развитию.
Вы правда считаете, что российскому рынку в этом году ничего не угрожает?
Самое страшное для автомобильного рынка – это стабилизация. Как только происходит стабилизация, происходит замедление роста рынка. А любые катаклизмы приводят к тому, что рынок бурлит. И все продажи делаются на этом ажиотаже, должен быть ажиотаж. В такой ситуации одни прячут деньги под подушку, другие несут в банк, а третьи, и таких немало, инвестируют свои деньги в покупку автомобиля.
|