11 июля 2013
Сергей Родин: "У наших покупателей не так много сбережений"
Сергей Родин, директор по маркетингу компании Питер-Лада, в интервью Auto-Dealer.ru-Петербург рассказывает о текущем состоянии автомобильного рынка Петербурга, о перспективах его развития, а также рассуждает на тему опасности “ценовых войн”, которые дилеры ведут с осени прошлого года и констатирует невменяемость большинства импортеров и местных производителей.
Какова доля компании Питер-Лада на рынке Санкт-Петербурга?
За первое полугодие 2013 года "Питер-Лада" занимает долю по LADA 23% среди 11 дилерских центров и 33% - по Chevrolet NIVA среди 6 дилеров в Санкт-Петербурге. "Питер-Лада" является лидером продаж автомобилей обоих брендов в Санкт-Петербурге и Ленинградской Области. Мы гордимся таким показателем.
Какой план по продажам ставит для себя компания на этот год?
В конце прошлого года мы поставили оптимистичный прогноз с ростом продаж на 6%, основываясь на «мертвые» внешние факторы и полагаясь на внутренний потенциал компании. В начале года немного «провалились» из-за неоднократных подъемов цен и минимума ликвида на складе. Но с марта компания Питер-Лада поменяла стратегию и уже сейчас вновь набирает обороты. Думаю, что к концу года мы выйдем на план продаж в 3000 автомобилей по обоим брендам.
Отечественные марки и автомобили в низком ценовом сегменте находятся в зоне риска в случае наступления кризиса. Заметны ли такие тенденции сейчас и с чем Вы их связываете?
В настоящее время весь рынок автомобилей, кроме премиального сегмента, переживает не лучшие времена. Рынок перенасыщен автомобилями. Да, ситуация очень похожа на предкризисную и мы чувствуем снижение спроса. По нашим прогнозам, это временный период, который является основой для формирования отложенного спроса, который рано или поздно нужно будет удовлетворять. Данный рост будет обеспечен за счет обновления парка автомобилей, купленных в период начала утилизации.
Плюс ко всему, не стоит забывать о таком стимуле траты накоплений, как возможная девальвация рубля, которая пусть и в незначительной мере, но уже умеет место быть. Население уже сейчас пытается вложить деньги в недвижимость и автомобили. Те, кто не могут позволить себе купить квартиру – будут рассматривать вариант покупки нового автомобиля. Чем ближе будет стадия “обновления” рубля, тем активнее будут продажи и у дилеров. У наших покупателей не так много сбережений, чтобы выгодно вложить их в землю или другую недвижимость, поэтому свои немногочисленные сбережения будут вложены в "автомобильный ликвид". Плюс ко всему, в скором будущем появится госпрограмма кредитного субсидирования.
Какой эффект ждете от запущенной программы по субсидированию автокредита?
Программа господдержки покупки автомобиля в кредит увеличит интерес населения к покупке автомобиля по дешевым автокредитам, но монетизация проекта добавит не более 10-15% продаж к действующему объему реализации.
Сколько автомобилей Питер-Лада продает в кредит? В целом, по рынку, другими участниками сети Лада?
Питер-Лада, как и остальные участники рынка Lada реализуют в среднем 30-35% автомобилей в кредит.
На автомобильном рынке в настоящее время наблюдаются “ценовые войны” между дилерами. По Вашему мнению, не является ли данная стратегия ошибочной, ведущей к банкротству автосалонов?
Эта проблема, к сожалению, всегда была, есть и будет. Искоренить ее можно лишь экономической грамотностью дилеров и поддержкой производителей. Рынок фактически не прибавляет в объеме, клиенты перетягиваются из одного дилерского центра в другой. Стратегия демпинга никогда не приводила к хорошим результатам. Как показывает практика - такие дилеры долго не выживают и выходят из бизнеса с поднятым белым флагом. В настоящий момент рынок динамично меняется, модель автобизнеса видоизменяется ежеквартально, а не формируется годами, как раньше. Настоящий клиент стал более требователен к товару, продавцу и обслуживанию. Пора продавать автомобили, а не выдавать их.
Что касается заводов-производителей и импортеров - здесь нужно реально взглянуть на картину рынка. Последний переполнен автомобилями, конвейеры штампуют машины сотнями тысяч, ценообразование зачастую является необоснованным. На мой взгляд, люди, которые планируют продажи в России, совершенно потеряли связь со своим продуктом, его рыночной нишей, потребителем этого продукта и в большинстве своем не отвечают рыночным требованиям. В итоге, если участники рынка не понимают его, то скоро сам рынок ответит участникам…
С другой стороны, цена на новую LADA Kalina начинается с отметки в 324 тысячу рублей, а самая богатая версия обойдется в 452 тысячи. Это соответствует реалиям рынка?
Если смотреть общую картину рынка и иностранные «бюджетники» – цена «второй Калины» вполне соответствует рынку. Но, я бы лично умерил свой аппетит, процентов на 20% и вернул бы отрезвленное ценообразование, которые было до утилизации. В нашем случае – наши покупатели очень четко это понимают и выставляют свои требования к «продукту». А здесь уже скоро всем нам придется договариваться.
На мой взгляд, сейчас рынок находится на стадии серьезных перемен не с точки зрения объема, а с точки зрения качества взаимосвязи “покупатель-продавец”. Иными словами, потребитель активно формирует свои требования к автомобилям, как к продукту со своей ценой, характеристиками и стоимостью владения. Производители "отрезвят" свои запросы в части экономики и предложений рынку. Дилеры будут вынуждены развернуться к клиенту лицом и в таком случае возможен стабильный рост. Пусть небольшой, но он будет. В противном случае - нас ждет очередная утилизация и "спасение утопающих".
Михаил Чаплыгин,
Auto-Dealer.ru-Петербург
|