25 марта 2014
"Ледовое побоище": Mazda Ice Race 2014
Автомобили Mazda, словно представители рода человеческого в преодолении жизненного пути, становятся все взрослее, серьезнее и солиднее на каждом этапе развития. Взять, к примеру, Mazda6 последнего поколения, которая пусть и остается одной из самых красивых и подтянутых машин в классе, но все равно раздобрела и полюбила комфорт. Или вот “матрешка”. В прошлом – едва ли не любимый автомобиль российских стритрейсеров, а теперь – комплекс электронных гаджетов на колесах, воплощение эко-технологий SkyActiv.
В то время как японские инженеры, кажется, только и думают о том, как бы сэкономить еще несколько граммов топлива, улучшить шумоизоляцию и качество отделочных материалов, в российском представительстве Mazda чтут и поддерживают традиции “Zoom-Zoom”. Причем не словом, а делом – организуют автоспортивные состязания! Осенью на старт этапов Mazda Sport Cup выходят счастливчики из числа корпоративных клиентов Mazda, рядовых владельцев автомобилей японской марки и представителей СМИ. Зимой же между собой соревнуются исключительно сотрудники автомобильных изданий, да не где-нибудь, а на ледяном треке, о чем недвусмысленно заявляет само название мероприятия – Mazda Ice Race.
В этом году ледовая гонка Mazda состоялась в четвертый раз. Уже на прежних соревнованиях победные кубки разыгрывались при участии зарубежных журналистов, так что теперь интернациональный состав гоночных команд только расширился. В Екатеринбург прибыли представители восьми стран: Австралии, Великобритании, Голландии, Италии, России, Украины, Сербии и Хорватии. На три полных дня всем пришлось забыть о привычных условиях и жизненном ритме. Уют гостиничных номеров – только для сна, а основное время участникам предстояло провести на льду замерзшего озера Балтым попеременно на брифингах, за рулем гоночной техники и просто на открытом морозном воздухе – в составе группы поддержки тех, кто в этот момент полировал лед колесами гоночных снарядов. И оно того стоило!
Как и прежде, соревнования проходили в командном зачете. На один автомобиль – по четыре боевых пилота, работу которых координировал опытный тренер из числа профессиональных российских спортсменов. Борис Шульмейстер, Наталья Гольцова, Станислав и Николай Грязины, Олег Квитка, Олег Петриков, Александр Потехин, Александр Сотников, Владимир Черевань и Дмитрий Чумак получили назначение на руководство коллективами в ходе жеребьевки. Еще один российский гонщик, Сергей Балдин, возглавлял судейскую коллегию и группу организаторов гонки. При его участии был разработан спортивный регламент соревнования, который преподнес бывалым участникам Mazda Ice Race несколько сюрпризов.
Если формулировать кратко, то путь к победе ровно удвоился. То есть раньше спор за первое место разыгрывался в ходе 100-минутной гонки, а теперь таких гонок стало две. В подробностях все куда интереснее. Привычные заднеприводные родстеры Mazda MX-5 Aori с каркасом безопасности, доработанной подвеской и колесами, обутыми в спортвные покрышки Michelin с длинными шипами, были оставлены только “на второе”. А для первой стоминутки организаторы подготовили несколько переднеприводных хэтчбеков Mazda3 – с “автоматами” и на гражданских шинах Nokian Hakkapelitta 8. На каждом из двух этапов умелым применением водительских навыков и слаженной командной тактикой можно заработать до 12 баллов плюс максимум 2,5 балла за победу в квалификации. У кого баллов больше – тот и победил. Но перед этим – борьба с секундомером, соперниками и законами физики, которые стремятся сорвать автомобиль в скольжение и направить прямиком в снежный бруствер, контакта с которым не избежал и автор этих строк.
Поскольку Mazda Ice Race – гонка командная и каждый коллектив формируется поровну из быстрых и медленных гонщиков, перед решающими заездами проводились по сути две квалификации. Одна – индивидуальная – состоялась в финале первого тренировочного дня и влияла не на расстановку сил на старте, а как раз на отбор в тот или иной экипаж. Здесь было не обязательно выкладываться по-полной – задача была скорее найти общий язык с автомобилем, выучить трассу и постараться не совершать ошибок под грузом ответственности. Второй день был целиком посвящен формированию команд и групповым тренировкам, а на следующее утро в решающих квалификационных заездах за рулем Mazda3 выступали по одному лучшему гонщику от команды. Они-то и определили стартовую решетку первой очной гонки.
В самой гонке в водительском кресле должен обязательно отметиться каждый из членов команды. Причем схалтурить не получится – одному гонщику предписано провести на трассе от 20 до 30 минут, включая три минуты, отведенные на смену пилотов. Чтобы не устраивать еще и третью квалификацию, стартовые места во второй гонки определяли по порядку финиша в первой, за тем исключением, что первые пять мест развернули в обратном порядке – для сохранения интриги и повышения зрелищности борьбы.
Отдать предпочтение какому-то одному из автомобилей, опробованных в ходе столь экстремального “тест-драйва”, сложно. Для неспециалиста привычная Mazda3 воспринимается более послушной, хотя в гоночных условиях и уступает в эффективности открытой коллеге по модельному ряду. Mazda MX-5, в свою очередь, и сама по себе автомобиль непростой, а в образе гоночного болида требует по-настоящему спортивной подготовки. Чтобы получить от нее максимальную отдачу, нужны железные навыки езды на заднем приводе и молниеносная реакция, которая пригодится каждому не только на гоночном кольце.
Любительский автоспорт развивается в России все активнее. А снега, льда и непредсказуемости у нас всегда было предостаточно не только на зимних треках, но и на обычных дорогах. Не потому ли российские гонщики уже в который раз занимают весь пьедестал почета Mazda Ice Race? Через год надеемся вновь поучаствовать в борьбе и мы.
|