9 декабря 2014
Александр Иванов: «Мы каждый день мониторим ситуацию»
В интервью Auto-Dealer.ru-Петербург Александр Иванов, Председатель Совета директоров группы компаний Wagner размышляет о перспективах российского автомобильного рынка и отмечает, чем текущая ситуация отличается от минувшего кризиса.
За 6 месяцев группой компаний Wagner было продано более 4 тыс. автомобилей. Как обстоят дела сейчас?
- За 10 месяцев мы продали 6 346 новых автомобилей. За аналогичный период прошлого года 5 944 авто. Рост небольшой – порядка 7%.
Какие успехи в trade-in? Сколько автомобилей с пробегом приходится на новые?
- За 10 месяцев текущего года мы продали 1262 автомобилей с пробегом. Тогда как в прошлом году – 882 шт. Рост составил 43%. Подержанные больше стали продаваться.
Планы по увеличению продаж подержанных автомобилей?
- Да, мы хотим увеличивать этот объем. Нужно стремиться к 50%, то есть, на каждых два новых продавать один автомобиль с пробегом. Сейчас у нас 4 центра и 7 дилерских предприятий. Все предпосылки для этого есть.
Когда планируете выйти на такой показатель?
- Сложно сказать. Брать негде эти машины. Ведь нужно выкупить или поменять. Это очень непростой процесс.
Ощутили ли эффект от утилизации и в чем он выразился?
- Эффект однозначно есть. Плюс, есть программа поддержки на автомобили от импортеров. На Volkswagen это более чем существенно. На Tiguan поддержка достигает 210 тыс. рублей. Государственная программа, плюс поддержка импортера – все это только положительно сказывалось на стоимости автомобиля для потребителя…
Последние месяц-полтора дилеры отметили изменение активности покупателя. Последний, как говорится, «пошел»…
- Да, сметают все. Очень плохое время для продаж было в июле, августе и сентябре… Курс рубля начал резко падать уже в конце сентября, в начале октябре. Потребитель находился в ожидании… На текущий момент продали все товарные машины. И мы еще в своей практике ни разу не подходили к концу года с таким дефицитом. Скидок и сейчас уже нет, а после нового года вообще не будет, ведь машин 2014 года не осталось вообще. Даже мне на этой неделе звонили знакомые из Беларуси: за их рубли покупать очень выгодно, вот и покупают…. А что будет в январе , совсем не понятно.
По вашим прогнозам, в следующем году на сколько еще подорожают автомобили в процентном соотношении?
- Этого никто не может сказать. С 1 декабря Volkswagen подорожал от 2 до 5%.
Skoda уже подорожала?
- Skoda – да, на новые автомобили. Но не так значительно. В модельном ряду Audi было подорожание, но до того, как мы начали заниматься бизнесом с этой маркой. Поэтому, пока мы этого не ощутили. И ближайшее подорожание будет только на следующий год. То есть, автомобили портфеля Volkswagen Group подорожают не так существенно, как другие марки.
За счет локального производства?
- Да, за счет локального производства и за счет мощности самого Volkswagen. Я думаю, они могут себе позволить текущие убытки Фольксваген, выпуская порядка 6 млн. автомобилей по всему миру.
Тем не менее, Seat суждено было закрыть... В чем, по Вашему мнению, неудача этого проекта? Не первый раз, причем…
- Понимаете, Seat изначально очень дорогой автомобиль. Они ничего не могут сделать. В концерне эта марка самая убыточная. Я помню, 3 года назад ездил на конференцию. Они тогда взяли нового главу марки - Джеймса Мура. Это был антикризисный менеджер, который должен был вывести марку на уровень рентабельности, увеличить объем производства, но Сеат не хочет расти. Они очень локальны, у Seat один завод. И импортер тоже ничего не может с этим сделать, потому что входная цена у автомобилей высокая…
Но вы не брали франшизу сознательно?
- Второй раз отказались сознательно, да. У марки очень высокая входная цена. В первый раз были сложности, когда был еще польский импортер - «Иберия Мотор Рус». А второй раз мы не захотели сами…
А у «поляков» что было не так: логистика, запчасти?
- У них денег не было в таком объеме, как у Volkswagen. Им нужно было инвестировать, но туговато все шло.
Ваш прогноз на следующий год?
- Нет прогнозов.
Неблагодарное дело, да… А по ощущениям? Вы же все-таки не замкнутые. Когда возобновится рост?
- Никто ничего не может сказать определенного. Каждый день по-новому открываем глаза. Каждый день что-то новое. Вчера было лучше. Нефть подорожала, подешевела… . Не понятно.
Я считаю, что сегодняшняя ситуация такая, с какой мы еще никогда не сталкивались. Она крайне тяжелая и у меня ощущения, что дно еще не достигнуто. То есть, будет труднее и нужно готовиться к худшему. И причин для этого много. Во-первых, спрос населения – он становится ниже. Видимо рецессия и инфляция выше того уровня, о котором нам говорят в официальных источниках. Курс вырос – это тоже очевидно. Транспортные издержки выросли. Плюс, налоговое бремя увеличивается на следующий год. То есть, станет значительно хуже. Плюс, деньги «подорожали». И все это носит некий аккумулятивный эффект…
Тем не менее, Вы открыли новый Audi… Можете подробнее рассказать о проекте?
- Площадь нового Ауди Центра Выборгский - порядка 11 тыс. кв.м. Инвестиции - около 1 млрд. рублей. Мы успели, мы сделали. Здесь много импортного оборудования и материалов еще по старым ценам. К сожалению или к счастью – этот процесс не остановить – 5 лет назад мы начали заниматься получением франшизы. Мы три раза участвовали в тендере и, наконец, выиграли его. Полтора года назад начали проектирование. За год построили. Вот, а кризис случился сейчас... Поэтому легче открыться и пытаться как-то работать. Но работать нужно очень аккуратно, очень вдумчиво и максимально эффективно. Без излишних затрат, что можно было позволить себе раньше. Сейчас нужно каждый день мониторить ситуацию.
За какой срок планируете окупить инвестиции: 7-10 лет?
- Нельзя ничего сейчас сказать. Невозможно. Какой следующий год будет? Будет Евро 100 рублей, например? Вполне вероятно. При стоимости нефти, к примеру, 30 долларов, может 50, а может и вырастет – не ясно… Какие доходы населения, как дальше отразятся санкции… . Ничего не ясно.
У Вас подписано соглашение на строительство второго центра Audi на Мебельной улице. Какова его перспектива, учитывая ситуацию на рынке?
- Да, контракт подписан. Он подразумевает открытие центра в 2016 году. И до этой даты пока есть время.
То есть, проект пока отложен?
- У нас есть время на принятие решения. Мы будем принимать решение в третьем квартале 2015 года. А к тому моменту ситуация может измениться как в лучшую, так и в худшую сторону.
Какой план продаж Audi на следующий год?
- Мы планируем реализовать порядка 900 автомобилей, заняв 25% рынка Санкт-Петербурга.
Wagner планирует открыть дилерский центр Skoda на Таллинском шоссе. Вы купили участок и франшизу РРТ?
- Мы ничего не покупали. Построили автоцентр на собственной земле. И это обошлось нам в 2 раза дешевле, чем купить недостроенное. Дилерский центр уже построен. Мы могли бы начать работать сейчас, но, вероятнее всего, начнем в конце января.
Каковы были инвестиции?
- 70 млн. рублей.
По нынешним меркам – низкая сумма…
- Да, у нас небольшой шоу-рум, зона приемки, зона выдачи – и все.
А сервис, соответственно, будет запитан от центра Volkswagen?
- Конечно. У нас там огромные сервисные мощности.
А сколько там планируете продавать?
- Около 1 тыс. автомобилей.
Как обстоят дела с долговой нагрузкой? Соотношение к EBIDTA?
- У нас есть свой баланс, я не хотел озвучивать такие данные. Скажем, есть текущие сложности, связанные с тем, что оборотные деньги подорожали. Это все нужно предусматривать. Но каких-то глобальных проблем у нас нет, и не предвидится.
Деньги подорожали?
- Да, на 5 % стали дороже. Сейчас рабочие ставки – это 17-18 %. И это ставки, по которым мы выкупаем автомобили. То есть, надо стараться покупать меньше: если в 2008 году у нас были огромные склады ввиду планов и доступности денег, то сейчас мы минимизируем склады.
Как удается договориться с импортером? Ведь им нужны штуки…
- Импортеры снизили объем продаж. Они мониторят ситуацию. Им важна доля рынка. Они смотрят за долей рынка в регионе, и если она соответствует ожиданиям, то никаких сложностей не возникает. Пусть рынок весь падает, но если доля рынка у марки выросла, то вообще все отлично. Но в штуках мы потеряли. А Volkswagen просел. За 11 месяцев текущего года - на 16,8 %. В Audi – меньше. Skoda вообще сейчас выглядит самой привлекательной. В Skoda – дефицит. У нас небывалые склады по 40 машин – это мало.
При нормальном течении рынка складской запас, как правило, составляет 1,5-2 месяца. Каков запас сейчас?
- В «нормальном» рынке мы имеет двухмесячный сток. Сейчас это чуть более месяца.
Как снизилась доходность за последние год-полтора?
- В прошлом году все было хорошо с доходностью. Как, впрочем, и в первой половине текущего года. Лето конечно подкачало, лето было тяжелое. Было много машин, конкуренты сливали склады. По итогам октября-ноября выходим в плюс, мы стали зарабатывать на машинах больше.
Но эйфории нет?
- Эйфории нет. Все прекрасно понимают, что это закончится.
Участники рынка прогнозируют, что по итогам этого кризиса с рынка уйдет порядка 30% дилеров. По вашему мнению, 30% - это реальная цифра? Готовы ли банки к этому? Ведь банку нужны проценты, не более.
- Но «Банк Санкт-Петербург» забрал же у РРТ актив. Внешне, как считать – закрылся дилер или нет? Наверное, нет, потом, что он осуществляет продажи. И я думаю, что так и будет. Просто собственники поменяются. Через банкротства, какие-то изъятия. Но особо никто не уйдет с рынка. Возможно, кто-то будет закрывать нерентабельные направления, имею в виду холдинги, у которых много марок. И есть марки, которые очевидно в минусе. Вот, к примеру, Seat ушел.
Может, есть планы кого-то купить? Кто-то приходит с предложениями?
- К нам все время приходят.
Действующие участники рынка, не компании «рога и копыта»?
- Да, все время спрашивают, но не хотим сейчас. Мы построили Audi, есть контракт на второй Audi, открываем Skoda. Пока надо с этим работать. Ну, смысл, - зачем излишне обременять себя?
Какие бренды были бы интересны?
- Toyota была бы интересна, Mercedes. Это из того, что, наверное, хотелось бы. Остальные даже не стал бы брать. Отказались от Hyundai.
Hyundai?
- Да, было предложение, предлагали контракт в начале года. У нас большой участок земли на юге, где наши дилеры Volkswagen. Можно было построить дилерский центр этой марки, но там нет бизнеса. То есть, все значительно хуже, чем в других наших марках. Много игроков, непонятные условия игры, параллельный импорт запчастей, все туманно.
Что-то еще было интересное?
- Мы до конца участвовали в тендере на Bentley. Нам бы было интересно, если бы разрешили куда-то встроить этот формат… Но марка видит для дилера только отдельно стоящее здание, а это дорого и трудно окупаемо, по большому счету. Примерно 2 млн. Евро нужно потратить на отдельно стоящий салон Бентли, а продажи сейчас 25-30 машин в год, в лучшем случае. Поэтому все осталось так, как есть. Участвовало несколько игроков, но никто не захотел инвестировать в отдельно стоящий дилерский центр.
Продать бизнес не думали?
- Собственники всегда думают, если выгодно, можно и выйти из бизнеса. Но задача такая не стоит. Сейчас мне кажется это бессмысленным, да и время не то.
Михаил Чаплыгин,
Auto-Dealer.ru-Петербург
|